Профилактика интернет зависимости

На главную | Статьи | Зависимость | Чем опасна интернет-зависимость для подростков и как с ней бороться

Профилактика интернет зависимости

23 Ноя 2021 года, в 23:30

Интернет — зависимость у подростков пугает заботливых родителей

Интернет, компьютер, телефоны, планшеты – всё едино. Наверно, вы знаете таких детей и подростков, да что уж там, и взрослых тоже, которые вечно сидят в телефонах, играх и просто шарят по интернету в поисках чего-то.

Сейчас и еду на дом привезут, и домой приедут всё отмыть, и массаж на дом, и любая другая услуга. Да, не спорим, такой образ облегчил жизнь всем нам, но привело к другим последствиям для детей. Давайте разбираться.

Последствия компьютерной зависимости у подростков

Любая вредная зависимость имеет свои последствия, и компьютерная зависимость не исключение. Неудивительно, что психологи все чаще сталкиваются с подобной тягой. Последствия компьютерной зависимости у подростков могут проявляться следующим образом.

Подросток перестает проверять время, проведенное за компьютером, забывает делать уроки, пропускает школу, спортивные тренировки, как минимум. Зависимость отрицательно сказывается на успеваемости, и начинаются проблемы с обучением. Ребенок замыкается, перестает общаться со сверстниками и родственниками. Его основное общение теперь находится по ту сторону монитора.

Чрезмерное использование компьютеров сказывается на здоровье: ухудшается зрение, нарушается осанка. Подростки-интернет-зависимые часто не спят ночью, забывают вовремя поесть и соглашаются лишь на перекусы. Систематический недосып и неправильное питание приводят к переутомлению, авитаминозу, нарушению обмена веществ и темным кругам вокруг глаз.

Компьютерные игры часто бывают агрессивными, наполненными кровавыми битвами, драками и убийствами. Подросток переносит это поведение в реальную жизнь. Делается агрессивным по отношению к другим, даже самым близким – матерям.

Думаем, мамы нас в этом поддержат. Крайний случай, когда в сознании виртуальная игра и реальность смешиваются, и человек перестает видеть грань между ними.

Психика подростков нестабильна и уязвима, и именно эти последствия при нарушении самоидентификации человека наиболее опасны.

Компьютерные игры и другие развлечения в Интернете не всегда бесплатны. Чтобы быть успешным игроком, часто требуются финансовые вложения. И наверняка вы замечали, что с вашего счета куда-то списываются деньги, при чем не самые маленькие.

В игры донатят от пары сотен до нескольких тысяч рублей за улучшение качеств игрока. Создатели игры всегда предлагают участникам возможность приобрести новый вид оружия или «эликсир бессмертия» для персонажа. Часто подростку негде взять деньги.

У родителей обычно есть деньги на карманные расходы или подключены карты к электронным почтам или аккаунтам Гугла. Конечно, иногда, заметив, на что ребенок тратит деньги, их полностью лишают.

Для подростка -энтузиаста игр желание улучшить своего персонажа кажется жизненно важной проблемой, которая в конечном итоге также побуждает его воровать. Это приводит к последствиям в виде проблем с родителями, а иногда и правоохранительными органами.

Угроза из XX века — интернет

Подростки 2000-х иногда незнакомы с песочницами на заднем дворе, футбольными драками или казачьими ворами. Коммуникация, игры и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми для киберугроз.

С одной стороны, хрупкая личность должна подчиняться требованиям времени и умело обращаться с любыми современными технологиями. С другой стороны, мы должны избегать многих соблазнов и не терять связь с реальностью.

Предотвращение зависимости от гаджетов — общая обязанность семьи и школы. Но полностью защитить детей от компьютеров и интернета сегодня сложно и неправильно.

Правила школьного образования предполагают ограниченное и целевое использование технологий в образовательных целях. Даже дневники стали электронными.

А вот избежать ошибок дома в развлечениях и на досуге — в силах родителей.

Кстати, в вашей школе тоже электронный дневник? Вы его проверяете или ваш ребенок самостоятельно разбирается с обучением?

Чем ещё опасна интернет-зависимость для детей

Последствия: чем опасна интернет-зависимость

  • — ребенок все свободное время (а иногда даже ранее занятый домашними заданиями) проводит за компьютером, теряя интерес к окружающему миру, к своим верным друзьям, с которыми раньше он мог много времени проводить вне дома;
  • — снижается аппетит и нарушаются этапы сна, что напрямую влияет на состояние организма, который становится более восприимчивым к различным заболеваниям, поскольку снижается его порог устойчивости к инфекциям;
  • — эмоциональная нестабильность не имеет границ, подросток раздражается без причины, а при принудительном выключении компьютера он может рассердиться или даже выругаться на родителей. В спокойном состоянии он никак не может реагировать на заданные ему вопросы или отвечать надлежащим образом;
  • — постепенно исчезают коммуникативные навыки и умения у детей; подросток уже сталкивается с серьезными трудностями в поиске способа сформулировать нужную мысль, он предпочитает общаться и отвечать на вопросы односложно (да/нет/нормально/я занят);
  • — перестает соблюдать личную гигиену (в первую очередь это отражается на нарушении регулярности чистки зубов, что приводит к многочисленным стоматологическим заболеваниям), а запах давно немытого тела и запах пота у окружающих вызывают чувство отвращения, которое ведет к постепенному удалению подростка от сверстников;
  • — наблюдается значительное снижение личной успеваемости в школе, что выражается не только в регулярном невыполнении заданий, но и в потере интеллекта, неспособности ответить на вопрос учителя, пассивном присутствии в классе на уроках;
  • — неспособность запоминать простые правила (говорить о математике или русском и иностранных языках), даты (говорить об истории), стихи (цитировать литературу);
  • — появление различных синдромов, указывающих на патологии нервной системы, таких как СНД (синдром навязчивых движений), нервные тики, заикание, нервные спазмы по всему телу во время разговора, боли в ногах;
  • — полная деградация формирующейся личности, собственного «Я», которое существует только в сознании ребенка, но давно исчезло в глазах окружающих;
  • — и ребенок, и старший подросток воспринимают виртуальный мир как полностью реальный, например, он может нарушить закон, просто заработав «вист» в игре;
  • — самое серьезное последствие — это способность сбоя в компьютерной игре в реальности привести к суициду, на этом этапе человеку поможет только принудительное лечение с применением лекарств и психотерапии.

— потеря интереса к жизни вокруг. Замечали когда-либо, что куда не позови, слышишь «не хочу» или «не пойду» без объяснения причин?

Отказ от реальности — самое страшное последствие интернет зависимости у подростков

Последствия развития интернет зависимости у подростков

Зависимость от информационных технологий Интернета не возникает ниоткуда, и не все люди ей подвержены. Есть несколько факторов, провоцирующих его появление:

  • семейные проблемы и напряженный психологический климат в семье;
  • трудности в построении общения со сверстниками;
  • недостаток родительского внимания и заботы.

Попадая в виртуальную реальность, подросток пытается отвлечься от проблем реальной жизни и оказаться в интернет-пространстве.

Последствия интернет-зависимости достаточно серьезны и требуют систематической и длительной психологической работы с подростком.

Зависмые дети и подростки перестали быть частью семьи

Профилактика интернет зависимости

Всем известно, что проблему легче предотвратить, чем потом устранять последствия. Существует ряд определенных правил и действий, которые могут спасти подростка от появления интернет-зависимости.

  1. Необходимо как можно больше времени уделять общению с ребенком.
  2. Родители должны знать и, прежде всего, поддерживать увлечения и интересы ребенка.
  3. Если ребенок не может сам решить, как проводить свободное время, родители могут помочь ему выбрать занятия, которые ему нравятся.
  4. Родители должны своим примером показывать ребенку, насколько интересен и многогранен окружающий мир.
  5. Прививать ребенку правила и названия здорового образа жизни и быть примером для подростка.
  6. Установить правила в семье для подростка, за неисполнение которых должно последовать наказание. А за исполнение – поощрение.

Интернет стал частью жизни человека, и полностью ограничить его использование очень сложно, но можно систематизировать и сократить время в Интернете. Чтобы уменьшить тягу к компьютерным технологиям и Интернету, вы можете использовать следующие методы:

  • заниматься различными физическими упражнениями с ребенком;
  • организовывать выходные дни из Интернета и от компьютера — выходные «офлайн»;
  • чаще путешествовать и знакомиться с новыми людьми, помогает наполниться новыми эмоциями и впечатлениями, ощутить вкус жизни;
  • уделять больше внимания учебе и самообразованию. Помогите ребенку найти книги, которые его интересуют больше всего, организуйте вечера чтения и поделитесь впечатлениями от прочитанного.
Читайте также:  Индапамид и алкоголь: совместимость, через сколько можно, последствия

В современном мире в наши дни Интернет является основным источником информации. Самое главное — использовать эту информацию по прямому назначению и не стать заложником виртуальной реальности, потеряв интерес к реальной жизни.

Махрина E.A., Тутова Ю.И. Диагностика и профилактика интернет-аддикции у подростков

Наша жизнь в настоящий момент проходит в эпоху информации с господством информационных технологий, именно это является причиной изучения влияния сети Интернет на наше общество, это важная задача, поскольку интернет-коммуникации имеют большое влияние на социальную реальность. Как говорится, «кто владеет информацией – тот владеет миром». 

Интернет сейчас является самым объемным хранилищем информации. В настоящее время можно жить и работать, не покидая своего жилья, только имея компьютер, подключенный к сети Интернет. 

Но просторы сети таят в себе опасность. Одну из них представляет интернет-зависимость, которая появляется у некоторых пользователей. 

Признаками интернет-зависимости являются: нежелание отвлекаться от работы (на второй план уходят домашние дела, общение, личные встречи, обучение); значительное увеличение денежных затрат на Интернет; пренебрегается общение с друзьями; голод удовлетворяется случайной пищей перед монитором компьютера, не соблюдается личная гигиена и аддикт начинает пренебрежительно относиться к своему здоровью; не принимает критику относительно выбранного образа жизни [1 – 7]

Интернет-зависимость еще мало изучена в нашей стране; она является актуальной проблемой на сегодняшний день, требующей детального изучения и разработки профилактических и реабилитационных программ.

Аддиктивное поведение (от англ.

addiction – склонность, пагубная привычка) является одним из видов девиантного (отклоняющегося) поведения, в котором у индивида формируется стремление уйти от реальности при помощи искусственного изменения своего психического состояния, посредством применения некоторых веществ или постоянном фиксировании внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (В.Д. Менделевич, 2007) [7, с. 34].

Такая тенденция становится главной в сознании человека, и он предпринимает действия по поиску метода, позволяющего ему уйти от реальности. Как итог – такой человек начинает существовать в придуманном мире. Данные действия не решают проблемы, наоборот, усугубляют их, и, как следствие, человек останавливается в своем развитии, вплоть до деградации.

В 90-х годах ХХ века феномен аддикции приобретает новое направление. Британский ученый Марк Гриффитс в 1995 г. выявил, что лица, которые активно играют в игровые автоматы, имеют те же симптомы, что и лица, которые употребляют ПАВ [4, с. 15 – 16].

М.

Гриффитс обнаруживает эти же признаки у людей, пользующихся разными технологическими устройствами (настольные электронные игры, телеприставки, компьютеры и т.д.) [4, с. 15 – 16]. Эти факты привели М.

Гриффитса к введению нового научного термина «нехимическая (поведенческая) аддикция» [4, с. 14 – 15].

На сегодняшний день выделяется два вида аддикций – химическая (при применении ПАВ) и нехимическая (поведенческая).

М.

Гриффитс при помощи наблюдения, сравнения и анализа симптомов нехимической и химической зависимостей выделил общие признаки: получение удовольствия от деятельности; повышение толерантности, требующее увеличения интенсивности и продолжительности деятельности; наличие абстинентного синдрома; появление конфликта между постоянной аддиктивной деятельностью и прежней идентичностью аддикта в его ближнем и более широком социальном окружении. 

Как следствие – стремление к социальной самоизоляции; рецидивы (подобные алкогольным запоям); множественные и различные по характеру конфликты с социальным окружением в связи с деятельностью [3, с. 21 – 23].

С развитием электронных технологий М. Гриффин определил появление новой формы аддикции, связанной с сетью Интернет. Он предрек увеличение количества и видов аддиктивного поведения из-за открывающихся многочисленных возможностей глобальной информатизации [4].

Отечественный ученый Ц.П. Короленко отмечает, что элементы аддикции характерны для любой личности, уходящей от реальности при помощи изменения своего психического состояния. 

Проблемой аддикция становится тогда, когда в сознание превалирует желание уйти от реальности, являясь главной целью, которая вторгается в жизнь и приводит к разрыву с реальностью [5, с. 87].

И.А. Лаврович при помощи своих исследований создал развернутую систему критериев интернет-аддикции. Он считает, что о наличии интернет-аддикции может говорить наличие трех пунктов:

  1. время, проведенное в сети Интернет, для достижения удовлетворения (в некоторых случаях при общении в сети чувство удовлетворения граничит с эйфорией) значительно увеличивается.При равномерном по времени пребывании человека в сети Интернет эффект значительно снижается;
  2. человек старается отказаться от интернета или уделять ему меньше времени;
  3. при прекращении или сокращении времени пребывания в сети у пользователя ухудшается самочувствие в период от нескольких дней до месяца и наблюдается два или более перечисленных фактора: эмоциональное и двигательное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в интернете; фантазии и мечты об интернете; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре [6, c. 13].

Рассмотрим влияние интернет-аддикции на подростков. Подростки включаются в компьютерную игру настолько сильно, что их перестает интересовать реальность. Ведь в игре существуют правила и задачи, которые нужно выполнять, и если что-то пойдет не так, то не будет никаких реальных потерь, и эту ошибку можно будет исправить многократно. 

Перечислим некоторые факторы, привлекающие подростка в компьютерных играх:

  • малая доля ответственности либо полное ее отсутствие;
  • создание собственного мира, где он главный герой;
  • отвлечение от реальной жизни и проблем в ней;
  • самостоятельность;
  • возможность исправления ошибок, в том числе многоразовая.

Исходя из этих факторов, мы можем сделать вывод, что компьютерная зависимость начинает формироваться на эмоциональном уровне, и она возникает не мгновенно, а постепенно.

Выделим основные причины, способствующие возникновению компьютерной зависимости подростков:

  • недостаток или отсутствие доверия и благоприятных эмоциональных отношений в семье;
  • неимение у подростка хобби, увлечений, привязанностей, которые не связаны с компьютером;
  • низкая коммуникабельность, социальность, отсутствие друзей;
  • наличие тяжелой инвалидности либо серьезного заболевания [7, c. 16]. 

Для проведения эмпирического исследования были выбраны подростки, учащиеся в средней образовательной школе № 32 г. Таганрога. 

В исследовании приняли участие школьники 7 – 9 классов в количестве 50 человек, возраст их составил 13 – 16 лет. Данная группа подходит под данные параметры исследования. Благодаря тому, что испытуемые подростки хорошо знакомы друг с другом, исследование проходило в свободной, спокойной обстановке.

В качестве методики исследования был выбран тест Кимберли Янг на интернет-зависимость (в оригинале «Internet Addiction Test» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году доктором Кимберли Янг (Kimberley S.Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэдфорде.

Тест является инструментом для диагностики патологического пристрастия к интернету (не зависит от формы пристрастия). Тест состоит из 40 вопросов, испытуемый дает ответ в соответствии с 5-бальной шкалой Лайккерта. Затем баллы суммируются, и определяется итоговое значение. В. Лоскутова адаптировала опросник для русского языка. 

Тест заполняется испытуемыми самостоятельно, также существуют онлайн-версии. Тест может служить скрининговым инструментом для выбора лиц, нуждающихся в консультации специалиста, также тестирование в динамике можно проводить для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.

Методика «Уровень социальной фрустрированности» представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в том числе социальной составляющей качества жизни. Разработана в 2004 г. в НИПНИ имени Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А. Беребиным.

Социальная фрустрированность является следствием нереализации личностью (здоровой либо больной) своих социальных потребностей. Значения этих потребностей являются индивидуальными для каждой личности и зависят от самооценки (самосознания), жизненных ценностей и целей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. 

Социальная фрустрированность является личностной характеристикой, она определяет стрессогенность социальных фрустраторов (неудовлетворенность в семейных и рабочих отношениях, положением в обществе, социально-экономическим статусом, образованием, работоспособностью, психическим и физическим здоровьем и пр.). 

Оценка определенных параметров дает возможность заполнить конкретным внутренним содержанием и понятием качества жизни с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.

На заключительном этапе на основании метода математической статистики произведена обработка данных при помощи U-критерия Манна-Уитни.

В результате тестирования по методике Кимберли Янг мы выявили данные, согласно которым 48% испытуемых (24 человека) имеют интернет-зависимость, 52% (26 человек) не имеют четко выраженной проблемы с использованием Интернета. Из всех испытуемых:

  • 48% не могут отстраниться от компьютера, даже если у них есть более важные дела;
  • 30% стараются скрыть от родных время, которое они проводят в сети;
  • 40% выбирают интернет вместо реального общения;
  • 54% считают жизнь без интернета скучной и однообразной;
  • 60% игнорируют время сна для того, чтобы проводить больше времени в интернет-сети;
  • 84% проводят в онлайн-сети более 3-х часов в день;
  • 54% легче общаться онлайн с друзьями, чем в реальности;
  • 40% не могут самостоятельно ограничить время, проводимое онлайн. Из 48% с интернет-зависимостью 58,3% (14 подростков) имеют проблемы, которые связаны с избыточным временем, проведенным в сети Интернет, 41,7% (10 подростков) имеют ярко выраженную интернет-зависимость.
Читайте также:  Эффективное лечение наркозависимости: методы, способы, этапы

Результаты исследования по данной методике являются пугающими, так как почти половина испытуемых оказались интернет-зависимыми подростками.

По результатам методики «Уровень социальной фрустрированности» мы разделили испытуемых на две группы. В первую группу входят интернет-зависимые подростки, во вторую – подростки с невыраженной интернет-зависимостью. 

По результатам исследования подростки группы 1 (подростки с интернет-аддикцией) более не удовлетворены своей жизнью, имеют повышений уровень фрустрации и тревожности, чем подростки группы 2 (с невыраженной интернет-аддикцией). 

Мы предполагаем, что подростки с интернет-аддикцией переключаются на интернет-сети, чтобы в них чувствовать себя спокойнее и увереннее, чем в реальной жизни. Рассмотрим данные по сферам неудовлетворенности подростков с интернет-зависимостью:

  • неудовлетворенность образованием выявлено у 50% респондентов;
  • неудовлетворенность отношениями со сверстниками у 41,6%;
  • неудовлетворенность отношениями с родителями у 54,2%;
  • неудовлетворенность проведения досуга у 33,3%.
  • Представленные данные жизненных аспектов подростков в таком высоком значении говорят о том, что неудовлетворенность этими аспектами приводит к формированию интернет-аддикции. 
  • На причины социальной фрустрации и неудовлетворенности могут влиять следующие факторы: низкая самооценка, социальная дезадаптация, девиантное поведение либо уже сформировавшаяся зависимость. 
  • Отметим, что в период подросткового возраста у несовершеннолетнего меняется сознание и приоритеты, в этот период происходит взросление, и неудовлетворенность социальными достижениями является временным явлением.
  • По показателям статистической обработки данных U-критерия Манна-Уитни по уровню фрустрированности в группах подростков происходит статистическое различие с высоким значением, где р < 0,05.
  • Из этого мы делаем вывод, что подростки с интернет-зависимостью имеют более высокую социальную фрустрированность, чем группа подростков без интернет-зависимости.
  • На сновании проведенного исследования мы делаем вывод, что к интернет-аддикции подростков приводит социальная фрустрация, основанная на неудовлетворенности такими сферами жизни, как образование, отношения с семьей и сверстниками, нереализованность, вследствие чего подросток переключается на компьютер, чтобы чем-то себя занять, он реализовывается на просторах Интернета.

Исходя из этого, становится очевидным, что интернет-аддикция является фактором формирования девиантного поведения. Профилактические мероприятия аддиктивного поведения рекомендуется осуществлять до начала формирования девиации, объясняя подросткам причины и следствия подобного действия.

Библиографический список

  1. Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. Руководство по наркологии: в 2 т. Москва, 2002; Т. 1: 33 – 41.
  2. Буров В.А., Есаулов В.И. Механизмы формирования интернет-аддикции. Материалы XIII съезда психиатров России. Москва, 2014: 290 – 291.
  3. Гриффитс М.Д.

    Поведенческая зависимость: проблемы для всех? Обучение на рабочем месте. 1996; Т. 8, № 3: 19 – 25.

  4. Гриффитс М.Д. Технологическая зависимость. Форум клинической психологии. 1995; Выпуск 76, № 2: 14 – 19.
  5. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. Обозрение психиатрии и медицинской психологии.

    1993; № 1: 17 – 29.

  6. Лаврович А.И., Попкова Т.А. Интернет-аддикция в подростковом возрасте. Вестник образования. 2013: 3 – 19.
  7. Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации).

     

Источник: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2021. №3 (88).

Об авторах

  • E.A. Махрина — кандидат психологический наук, доцент, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь.
  • Ю.И. Тутова — магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, г. Таганрог.

Интернет зависимость у детей и подростков

Интернет зависимость – болезнь XXI века. Чаще всего с ней сталкиваются дети и подростки. Проблема возникает при стрессах, недостаточном внимании к ребенку внутри семьи, а также из-за гиперопеки родителей. И привести интернет-зависимость может не только к ухудшению психологоческого, но и физического здоровья ребенка.  

Проблема интернет зависимости

В 2013 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:

  • 54% опрошенных школьников бесцельно «блуждают» по интернету более 6-8 часов в день, причем у каждого четвертого это вошло в привычку;
  • у 52% респондентов появляются признаки апатии и депрессии из-за временного отсутствия интернета;
  • 43% подростков пытаются самостоятельно контролировать время пребывания онлайн.

Более тревожные результаты получили сотрудники «Лаборатории Касперского» в 2016 году.

Выяснилось, что по показателю интернет увлеченности российские подростки побили все рекорды: 56% против 51% в США и 40% в Европе.

Причем на младшую возрастную группу (8-10 лет) приходится 40%, а на подростков от 14 до 18 лет – все 68%. И если в 2010 году ежедневно в интернет выходило 82% детей, то в 2016 – уже 92%.

К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам, которые смотрят видео, общаются не меньше девяти часов. 

С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием. 

Хотя многие психиатры отказываются признавать интернет зависимость психическим расстройством, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела и опубликовала новый классификатор МКБ-11, включив в него диагноз «игровое расстройство». 
 

Причины интернет зависимости

Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей.

У детей младшей возрастной группы увлечение начинается с изучения окружающего мира, а первые симптомы появляются:

  • при стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
  • при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
  • при недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.

В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности интернет зависимость у подростков возникают из-за нестабильного гормонального фона. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:

  • попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
  • застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей. 
  • агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.

Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов. При длительном отсутствии интернета быстро и часто меняется настроение.

Часто подросток пытается оправдать необходимость и пристрастие к гаджетам, а при попытке родителей лишить их возникают конфликты.

Кроме пренебрежения к собственному внешнему виду у подростка появляется апатия, нежелание общаться со сверстниками, расстройство внимания. 

Виды интернет зависимости

Психологи выделяют пять основных типов интернет зависимости молодежи:

  1. Зависимость от веб-серфинга. Под этим видом подразумевается бессистемный и непрерывный поиск потоков информации. При посещении сайта с целью получения данных по конкретной теме через некоторое время внимание пользователя переключается, и он оказывается на постороннем ресурсе. Подобное поведение приводит к снижению продуктивности, перегрузу ненужной информацией, неспособности глубоко погрузиться в изучение темы. Основная причина кроется в хаотичном перечитывании обзоров, статей, форумов и комментариев.
  2. Зависимость от онлайн-общения. Выражается в избыточном количестве друзей в социальных сетях, постоянном общении на форумах, в чатах, больших объемах переписки. В отличие от рядовых пользователей виртуального пространства, зависимые постоянно пытаются расширить свой круг общения, следят за количеством подписчиков, ежедневно заводят новые знакомства. 
  3. Игровая зависимость. Обычно характеризуется навязчивым увлечением сетевыми онлайн-играми. И если некоторые игроки так пытаются отдохнуть от перенапряжения, для других турниры становятся манией из-за отсутствия хобби, скуки, желания повысить самооценку при получении виртуальных или реальных призов, почетных мест. 
  4. Игровая зависимость от тотализаторов, лотерей, онлайн-казино обычно появляется из-за финансовых проблем или жажды острых эмоций. Самый опасный вид зависимости – ощущение азарта и близость выигрыша еще активнее подталкивают игрока делать ставки, пополнять баланс игрового счета. 
  5. Киберсексуальное влечение выражается в посещении порносайтов, просмотре видеороликов и фотографий сексуального содержания, онлайн-общении с обменом интимными подробностями, тяге к киберсексу. Такая зависимость может стать причиной сексуальных расстройств, фертильности или импотенции в будущем.   

Последствия интернет зависимости

Из-за отсутствия единой системы диагностики и лечения психологи сравнивают киберзависимость с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость в сети интернет выражается снижением аппетита, нарушением распорядка дня, фаз сна, то на последней стадии мания может стать причиной суицида.

При оптимистичном развитии сценария у зависимого может пропасть интерес к друзьям, окружению, реальному миру. Из-за снижения коммуникативных навыков у подростка возникают сложности с поиском фраз для формулирования мысли, а систематический пропуск приемов пищи и нарушение сна снижает сопротивляемость инфекциям.

На второй стадии обычно появляются проблемы с успеваемостью, запоминанием информации, способностью обучаться. Появление различных синдромов, таких как синдром навязчивых действий, служит сигналом о развитии патологий нервной системы. 

Не стоит забывать и о появлении физических заболеваний. Из-за сидячего образа жизни атрофируются мышцы, развивается остеохондроз, сколиоз, заболевания сердечно-сосудистой системы. 

Профилактика интернет зависимости

К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики, которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг.

Методика заключается в изучении 20 вопросов и получении на них ответов. Во время теста испытуемый должен по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта.

После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией. 

В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:

  • Введите правило «день без интернета». На эти дни можно запланировать семейный отдых, посещение парка, аттракционов, семейный просмотр фильмов или поездки за город.
  • Ограничивайте время пользования цифровыми устройствами. Установить лимит можно через настройки роутера или мобильного телефона, установив сервис родительского контроля. В качестве примера рекомендуем вам попробовать сервис SkyDNS.
  • Найдите интересное для подростка и родителей хобби.
  • Определите и ликвидируйте первопричину увлечения виртуальным миром.
  • Мотивируйте ребенка на общение в реальном мире и принятие участия в семейных делах.
  • Увеличивайте физическую активность за счет посещения секций, кружков.
  • Включайте компьютер только при необходимости.

Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

  • Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»
  • Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Чечерина Ольга Николаевна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ
  • Пояснительная записка
  • В последнее воскресенье января во всем мире отмечается Международный День БЕЗ Интернета (International Internet-Free Day), главная цель которого – полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной сети, чтобы прожить этот день исключительно в «реальном» мире.

Стремительное развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на взросление, обучение и социализацию современного поколения детей и подростков. Важнейшими институтами социализации, помимо семьи и школы, всё активнее становится образование нового поколения через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к организации информационно-образовательной среды образовательной организации: «Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и предоставления информации». При этом в рамках образовательной среды необходимо обеспечить информационную безопасность детей.

Возрастающее развитие информационных и коммуникационных ресурсов, доступность медиасредств (смартфонов, планшетов, компьютеров и др.) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию.

По данным «Лаборатории Касперского» http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/166-chto-deti-ishchut-v-seti-statistika, подрастающее поколение современных детей и подростков много времени проводит в Интернете. Зависимость молодёжи и подростков от социальных сетей выражена в большей степени, чем среди лиц среднего и старшего возраста.

Целью образовательной организации по обеспечению информационной безопасности обучающихся является защита от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. Достижение данной цели возможно при условии эффективного сочетания совместных усилий семьи и школы.

Совместная работа по обеспечению информационной безопасности детей должна быть направлена на выработку навыка самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения.

Основными направлениями работы по формированию информационной безопасности обучающихся являются:

  1. Обеспечение информационной безопасности в рамках учебных предметов образовательной организации (обучение информатике в межпредметной и метапредметной связи с другими предметными областями учебной деятельности).
  2. Повышение уровня знаний у обучающихся в сфере информационной безопасности, а также общего уровня ИКТ-компетентности.
  3. Организация соответствующих мероприятий в рамках программ воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм работы:
  1. — тематические занятия с использованием методических разработок
  2. — дискуссии или дебаты, деловые игры, квесты, конкурсы, олимпиады, тесты и викторины;
  3. — подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;
  4. — анкетирование, исследования и опросы;
  5. — демонстрация мультфильмов и (или) видеоуроков;
  6. — использование сценариев уроков и занятий, размещённых на платформе Московской электронной школы.
  7. Особое место в профилактической работе, связанной с вопросами информационной безопасности детей, должно занимать повышение уровня знаний родителей (законных представителей) обучающихся:
  1. Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках тематических собраний для родителей (законных представителей) с участием педагогических работников и администрации образовательной организации.
  2. Организация индивидуальных и групповых консультаций родителей (законных представителей) с классными руководителями и специалистами психологической службы.
  3. Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей (законных представителей) обучающихся.
  4. Использование информационных материалов об обеспечении безопасности детей в сети «Интернет», в частности памятки, флаеры и другие материалы.
  5. Проведение анкетирования родителей по вопросам организации мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве дома.
  6. Размещение на сайте образовательной организации информации по защите детей в интернете.
  • Основные подходы в организации недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE» в образовательных организациях г. Москвы
  • Одной из форм профилактической работы в школе является неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE», приуроченная к Международному дню без Интернета.
  • К участию в неделе приглашаются обучающиеся 1–11-х классов и не достигшие восемнадцатилетнего возраста студенты образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также педагоги и родители (законные представители) обучающихся.
  • Цель недели: снижение рисков интернет-зависимости обучающихся.
  • Задачи недели:
  • — дать представление о таких понятиях, как интернет–зависимость, компьютерная зависимость и причинах их возникновения;
  • — сформировать чувство ответственности за свои действия в информационном пространстве;
  • — сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • Мероприятия недели должны быть направлены на формирование ценностного и позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Рекомендуемые формы мероприятий недели: тренинги, занятия по интересам, классные часы, родительские собрания, лекции, акции, круглые столы, диспуты, акции и т. д.

Основные принципы и условия проведения недели:

  • привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
  • организация и проведение мероприятий недели должны учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся.

Примерный сценарий проведения недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность при организации профилактической недели в школе:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector