Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Курение — одна из самых значительных угроз здоровью человека. 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

По данным Всемирной организация здравоохранения

Ежегодно табак приводит почти к 7 миллионам случаев смерти, из которых более 6 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 890 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить 8 миллионов.

О воздействии курения на организм

Курение табака приводит к зависимости. 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

У курильщиков достаточно быстро формируется привыкание к никотину, содержащемуся в табачных листьях, что обуславливает сильную потребность закурить снова и снова.

Когда человек пытается бросить курить, у него или нее могут быть симптомы отмены, среди которых:

  • раздражительность
  • снижение концентрации внимания
  • проблемы со сном
  • повышенный аппетит
  • мощная тяга к табаку.

Помимо никотина в табачном дыму обнаруживается ряд других опасных химических веществ, таких как смолы, радиоактивный полоний, мышьяк, свинец, висмут, аммиак, органические кислоты. Случаев острого отравления этими веществами практически не наблюдается в связи с тем, что в организм они поступают медленно, дозированно, однако эти вещества приводят к постепенному ухудшению здоровья.

При сгорании 20 г. табака в среднем образуется:

  • 0,0012 г. синильной кислоты;
  • Около 0,0012 г. сероводорода;
  • 0,22 г. пиридиновых оснований;
  • 0,18 г. никотина;
  • 0,64 г. аммиака;
  • 0,92 г. оксида углерода;
  • Не менее 1 г. концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака

Многие курильщики считают, что курение сигареты с фильтром безопасно, но это не так. Если бы поглотители и фильтры обеспечивали полную защиту от вредных веществ, то они бы поглощали и сам никотин, в таком случае эффект от курения не ощущался бы. Курильщики легких сигарет также считают, что курение легких сигарет оказывает минимальное воздействие на организм.

  • Вред, наносимый курением любых сигарет одинаков для всех курильщиков.
  • Помимо самого курильщика страдают и те, кто находится вокруг – так называемые пассивные курильщики.
  • Длительное курение приводит к заболеваниям различных органов и систем.
  • Какой ущерб здоровью в целом наносит употребление табака?
  • Курение увеличивает риск смерти от рака и других заболеваний у онкологических больных и здоровых людей.
  • Курение может стать причиной онкологического процесса в любом органе:
  • мочевой пузырь
  • кровь (острый миелоидный лейкоз)
  • шейка матки
  • кишечник
  • пищевод
  • почки и мочеточники
  • гортань
  • печень
  • ротовая полость (горло, язык, мягкое небо и миндалины)
  • поджелудочная железа
  • желудок
  • трахея, бронх и легкие 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Курение наносит вред сердцу и кровообращению, увеличивает риск развития ишемической болезни сердца, инсульта, заболевания периферических сосудов (поврежденные кровеносные сосуды) и цереброваскулярных заболеваний (поврежденные артерии, которые снабжают мозг кровью).

Окись углерода из дыма и никотина увеличивают нагрузку на сердце, заставляя его работать быстрее. Они также увеличивают риск возникновения тромбов.

Фактически, курение удваивает риск сердечного приступа, стенокардии. Курящие люди имеют двойной риск смерти от ишемической болезни сердца, чем некурящие.

  1. Курильщики, выкуривающие 5 или менее сигарет в день, могут иметь ранние признаки сердечно — сосудистых заболеваний.
  2. Если отказаться от курения
  3. Спустя год после отказа от курения — риск развития сердечно — сосудистых заболеваний уменьшается вдвое, через 15 лет риск аналогичен риску того, кто никогда не курил. 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

У курящих людей увеличивается риск развития язвы, а также рака желудка.

Курение может вызывать рефлюкс – заброс желудочного содержимого, в таком случае кислота из желудка может двигаться в обратную сторону – в пищевод. 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Курение является важным фактором риска развития рака почки, и чем больше стаж курения, тем выше риск.

Исследования показали, что если регулярно выкуривать 10 сигарет в день, то в полтора раза чаще развивается рак почек по сравнению с некурящими. Если человек выкуривает 20 или более сигарет в день – риск увеличивается вдвое.

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Курение вызывает преждевременное старение кожи на 10-20 лет.

Отказ от курения предотвращает дальнейшее ухудшение состояние кожи, вызванное курением.

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Курение может привести к снижению костной массы и повышению хрупкости костей. Женщины должны быть особенно осторожны, поскольку они чаще страдают от развития остеопороза, чем некурящие.

Курение повышает риск развития инсульта на 50%, что может привести к повреждению мозга и смерти.

Курение увеличивает риск развития аневризмы сосудов мозга. Это выбухание кровеносного сосуда, вызванное слабостью его стенки. Такое состояние может привести к субарахноидальному кровоизлиянию, которое является одним из типов инсульта, и может вызвать обширное повреждение головного мозга и смерть. 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

В течение двух лет после прекращения курения риск развития инсульта уменьшится вдвое, и в течение пяти лет он будет таким же, как у некурящих.

Кашель, простуда, хрипы и астма — только начало. Курение может привести к смертельным заболеваниям, таким как пневмония, эмфизема и рак легких. Курение вызывает 84% смертей от рака легких и 83% смертей от хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). 

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

ХОБЛ, прогрессирующая и изнурительная болезнь, является общим названием болезней легких, включая хронический бронхит и эмфизему. Люди с ХОБЛ испытывают трудности с дыханием, прежде всего из-за сужения дыхательных путей и разрушения легочной ткани. Типичные симптомы ХОБЛ включают: одышку при активном состоянии, постоянный кашель с мокротой и частые инфекции органов грудной клетки.

Ранние признаки ХОБЛ часто называют «кашлем курильщика», но если люди продолжают курить, то состояние ухудшается, что может сильно повлиять на качество их жизни.

Самый эффективный способ замедлить прогрессирование заболевания — прекращение курения.

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Самым серьезным последствием курения для органов ротовой полости — это риск развития рака губ, языка, горла, гортани и пищевода. Более 93% орофарингеальных раков (рак в горле) вызваны курением.

Кроме того, последствием курения может стать неприятный запах изо рта, изменение цвета эмали зубов, воспалительные заболевания десен и нарушение вкусовых ощущений.

Курение может вызвать импотенцию у мужчин, поскольку оно повреждает кровеносные сосуды, которые снабжают кровью половые органы. Это также может оказать влияние на качество семенной жидкости, уменьшить количество сперматозоидов, что приведет к бесплодию.

  • Курение у женщин увеличивает риск развития бесплодия, а также развития рака шейки матки
  • Курение во время беременности имеет целый ряд рисков:
  • преждевременные роды
  • выкидыш
  • мертворождение
  • низкий вес при рождении
  • синдром внезапной детской смерти
  • детские болезни.

Профилактика последствий, вызванных курением

Профилактика табакокурения среди населения заключается в следующем:

  • в повышении цен на сигареты
  • в соблюдении возрастных ограничений продажи сигарет
  • в популяризации информации о вреде курения среди подростков, которую они получают в основном по телевидению, со стендов объявлений, во время публичных мероприятий, из сообщений в газетах, журналах, в интернете, по радио, в кинотеатрах.

Задачи работников школ в профилактике табакокурения.

Учителя, медицинские работники, психологи школ должны прививать детям и подросткам понимание ценности здоровья и здорового образа жизни. Необходимо предотвратить начало курения и способствовать прекращению курения среди тех, кто уже курит. Ранняя профилактика достаточно эффективна, т.к. табачная зависимость еще не сформирована и отсутствуют стереотипы поведения.

Следует обратить внимание на мотивацию к курению у подростков:

  • любопытство
  • пример взрослых и друзей
  • получение удовольствия
  • боязнь оказаться несовременным, не модным
  • боязнь отстать от сверстников
  • самоутверждение
  • «поддержать компанию»
  • «от нечего делать».

Необходимо отметить социальные факторы, влияющие на распространенность никотиновой зависимости среди школьников:

  • игнорирование занятий спортом
  • положительное или индифферентное отношение к курению в семье
  • конфликты в семье
  • конфликты по месту учебы
  • трудности адаптации в старших классах 

и биологические факторы:

  • пассивное курение
  • прием алкоголя.

Врачи всех специальностей должны информировать пациентов о вреде курения и о способах отказа от курения.

В женских консультациях необходимо разъяснять о вреде курения беременным, кормящим матерям. Информация может быть представлена в устной форме, а также в виде плакатов.

Как только вы прекратите курить, ваше здоровье улучшится, и ваш организм начнет восстанавливаться.

Знайте! Курение сокращает жизнь мужчины примерно на 12 лет и жизнь женщины примерно на 11 лет.

Каждая сигарета, которую вы курите, вредна!

Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/2963/

Профилактика табакокурения среди подростков

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приобрела сегодня особую актуальность и значимость. Забота о здоровье выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики  нашего государства.

Табакокурение среди детей и подростков в России принимает всё более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье.

Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин. По данным медико-социальных исследований, средний возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы с курением и периодически употребляют спиртные напитки.

  • Во-вторых, с распространением вредных зависимостей происходит лавинообразное развитие симптомов болезни — многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом.
  • В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний.
  • Профилактика табакокурения, наряду с профилактикой алкоголизма и наркомании — одно из главных направлений работы государственных, образовательных, общественных организаций, в первую очередь, с детьми и молодежью не только в России, но и за рубежом.

Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции и обменные процессы. Однако психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но более заметно.

Читайте также:  Как обмануть алкотестер: дышать в трубку, обойти, что делать

В процессе табакокурения возникает хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков.

Поэтому в Международной классификации болезней  (МКБ) табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, выделена в особую категорию. Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и самим характером курильщика.

Чем раньше подросток начал курить и чем продолжительнее стаж курения, тем легче и крепче у него развивается табачная зависимость.

Для возникновения зависимости важную роль играют психосоциальные условия — курение родителей, родственников, педагогов и других значимых взрослых (тенденция к идентификации) и, особенно, влияние курящих друзей (солидарность).

Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности (оперантное обуславливание), этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т.д.

Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения.

Признаки зависимости, по определению ВОЗ, свойственны курильщикам. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому курение часто связано с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.

Таким образом, подростки начинают курить в результате многих причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно «работать» с формами и методами предупреждения табака и обеспечить каждого человека, начиная с детского возраста, необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Основными направлениями и формами профилактики табакокурения среди подростков являются:

  1. Первое направление: профилактическая работа с родителями:
  2. — формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;
  3. формы работы: родительский урок, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей;
  4. — предупреждение внутрисемейного вовлечения детей к раннему табакокурению;
  5. формы работы: семейное консультирование у психолога и специалиста по социальной работе, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье;

— оказание помощи психолога семье в конфликтных ситуациях (например, ребенок начал принимать алкоголь, курить, уходит из дома и т.д.);

  • формы работы: консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как помочь ребенку, который начал курить и употреблять алкоголь».
  • Второе направление: воспитательно-педагогическая работа с подростками:
  • — разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы — валеология, ОБЖ, физкультура);
  • — разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления алкоголя и табака (обучение и воспитание через предмет — литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий табакокурения);
  • — разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся;
  • — разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антитабачных мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия курению;
  • — формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимого поведения.

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику табакокурения

  1. Первичная профилактика табакокурения включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к табакокурению.

  2. Целями первичной профилактики являются:
  3. — изменение ценностного отношения детей и молодежи к курению, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;
  4. — сдерживание вовлечения детей и молодежи к табакокурению за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антиалкогольных и антитабачных установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
  5. Современная концепция первичной, ранней профилактики табакокурения детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность — семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
  6. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
  7. — формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от курения;
  8. — формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи с ребенком, начавшему курить;
  9. — внедрение в образовательной среде инновационных технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и курения и приема алкоголя и наркотиков;
  10. — развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка.
  11. Вторичная и третичная профилактика табакокурения имеют цель максимально сократить продолжительность воздействия никотина на человека, ограничить степень вреда, наносимого табакокурением как потребителю, так и окружающей его микросреде — учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.

На сегодняшний день существуют разные модели профилактической работы

Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях табакокурения с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от него.

Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе.

Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии никотина на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий табакокурения.

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению привычки к курению.

Это совместная деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению.

Программа профилактики должна предусматривать выявление и анализ социальной среды детей и подростков, которое может негативно влиять, приобщить молодых людей к употреблению алкоголя и наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В данном случае профилактическая работа возлагается на правоохранительные органы, инспекторов по работе с несовершеннолетними.

Таким образом, профилактика табакокурения среди детей и подростков, предусматривает активные профилактические мероприятия, включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий и развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

Источник: https://scienceforum.ru/

Статью подготовила: медицинский психолог Е.О. Шахрай

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=35264

Мероприятия по профилактике табакокурения и наркомании

Табакокурение с устрашающей скоростью уносит человеческие жизни. Каждые 6 секунд в мире кто-то умирает от вызванных этой патологической привычкой заболеваний. В год цифра достигает 5 млн людей.

Необходимость проведения профилактических мероприятий по борьбе с никотиновой зависимостью связана не только с развитием соматических патологий различной локализации, ростом риска онкологических процессов.

Курение необходимо рассматривать как один из видов наркомании, причем легальной.

Мероприятия по профилактике табакокурения и наркомании должны быть комплексными для повышения их эффективности. Остановимся подробнее на разновидностях способов борьбы.

Влияние табакокурения на организм

По статистике, никотин и другие канцерогенные вещества, из которых состоит табачная смесь, в десятки раз повышают склонность к ИШБ (ишемическая болезнь сердца), инфаркту миокарда, язве желудка, раку легких.

При выкуривании более пяти сигарет в день «шанс» умереть от этого увлечения увеличивается в 40 раз! Смертельная доза никотина для взрослых – 20 сигарет, выкуренных друг за другом.

Для подростка достаточно в два раза меньшего количества.

От табачной зависимости страдают до 90% курящих. Сначала возникает психологическая привязанность, затем – физическая, которая сопровождается постепенно нарастающей интоксикацией организма. Тяжесть заболеваний и частота осложнений связаны с интенсивностью курения. Не существует менее или более опасных видов табачных изделий, так как спектр вредных веществ в них достигает нескольких сотен.

В России в настоящее время курит 43 млн человек. Остальные подвержены пассивному воздействию табачного дыма, потому что ядовитые соединения выделяются в воздух. Если находиться рядом с активным курильщиком в течение часа, это равносильно половине выкуренной сигареты.

Виды профилактики

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Проблема носит не только медицинский, но и социальный характер. Никотиновая зависимость может стать первым шагом на пути к наркомании и потере смысла жизни, деградации личности. Пристрастие к сигаретам имеет психологическую природу. Поэтому предотвращение развития привычки является задачей органов здравоохранения, педагогов, психологов, родителей.

Методы борьбы отличаются с учетом возраста человека, уровня его социальной ответственности. Так, воздействовать на сознание подростков и молодежи лучше с помощью бесед, демонстрации последствий курения.

Это могут быть не только лекции, но и посещение фотовыставок, показ специальных экспозиций в медицинских музеях. Также эффективны социальная реклама и введение тематических уроков в школьную программу.

У взрослых – это ограничение возможностей приобретения сигарет (уменьшение количества мест продаж, увеличение штрафов за курение в неположенных местах). Задачи профилактики:

  • сохранение здоровья населения
  • забота о будущем поколении
  • обеспечение нормального качества жизни человека
  • пропаганда здорового образа жизни
  • распространение культуры поведения среди лиц разного возраста

Превентивные меры могут носить первичный и вторичный характер. Они разработаны не только с целью заботы о здоровье человека, но и являются способом сохранения чистоты в регионе, так как табачный дым негативно отражается и на состоянии нашей атмосферы. Независимо от вида проводимых мероприятий их цель состоит в выработке стойкого отвращения к никотину.

Читайте также:  Самые безопасные сигареты: в россии, марки, вкусы, виды

У вас есть вопросы по лечению?

8-800-700-50-50

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

Профилактика табакокурения должна быть комплексной и начинаться с внутреннего микроклимата в семье. Другими словами, стереотипы мышления, восприятия и поведения закладываются сначала родителями и близкими, потом педагогами и государством. С раннего детства дети должны быть осведомлены о вреде курения для своего здоровья.

Чтобы предотвратить увлечение ребенка никотином, помните о нескольких правилах:

  • Родители – главный ориентир, поэтому не подавайте детям плохой пример. Лучше займитесь вместе спортом, найдите общее увлечение. Участвуйте в их жизни, старайтесь заполнять свободное время полезными хобби. У разностороннего развитого ребенка не возникнет желания пробовать что-либо запрещенное. Во-первых, у него не останется на это времени. Во-вторых, ему это будет неинтересно.
  • Не стоит полагаться на школу или государство. Рассказывайте о негативных последствиях самостоятельно, смотрите вместе демонстрационные ролики, доклады врачей.

Этот этап включает проведение лекций и тематических занятий в учебных учреждениях. Он предусматривает формирование отрицательного отношения к курению и алкоголю с детства. Параллельно разъясняется необходимость правильного режима труда и отдыха, основ сбалансированного питания.

Социальная профилактика проводится при поддержке информативного ресурса и синематографа. Государственные органы принимают ряд мер по борьбе с табакокурением, среди которых можно выделить:

  • запрет рекламы никотина
  • наглядную агитацию на пачках с демонстрацией последствий курения
  • пропаганду среди подрастающего поколения пользы занятий спортом
  • ограничение продажи сигарет детям до 18 лет
  • запрет на курение в общественных местах (предупреждает и пассивный вид)

Профилактика табакокурения: среди подростков, мероприятия

Изменить отношение к никотину у человека сознательного возраста гораздо сложнее. Достаточно редко люди избавляются от пагубной привычки самостоятельно и навсегда. У них должна быть устойчивая мотивация, сила характера и высокая степень самоорганизации. Но в большинстве случаев человек нуждается в оказании ему медицинской помощи, психологической поддержки.

Стандартная схема борьбы со сформировавшейся зависимостью состоит из нескольких частей:

  • приема медикаментов (никотинозаместительная терапия)
  • устранения психологической привязанности
  • закрепления результатов с помощью физиотерапевтических методов

Лекарственная терапия бывает аверсивной и заместительной.

В процессе ее осуществления подбирают препараты, похожие по действию на никотин: «Цитизин», жевательные резинки «Никорет-те», пластыри «Никотинелл», аэрозоли.

Лечение длится 2-3 недели и подразумевает постепенное снижение дозы. Проводят его только после достижения пациентом ремиссии. Результатом терапии должна стать выработка отрицательного условного рефлекса к табаку.

Кроме заместительного средства пациенту назначают прием витаминов, средства общеукрепляющего действия, седативные препараты. Их подбор осуществляется в соответствии с клиническими жалобами, эмоциональным состоянием. Длительность поддерживающей терапии – до 1 года. Среди методов психотерапии при табакокурении используются гипноз, кодирование, чреспредметное внушение.

К немедикаментозным средствам борьбы относятся иглорефлексотерапия, краниальная электростимуляция в сочетании с лечебным массажем, дыхательными упражнениями статического и динамического характера.

Психосоматика каждого человека индивидуальна, поэтому не существует единой схемы. Нужно избегать ситуаций, ассоциирующихся с этим негативным увлечением. Популярны сейчас программы аутотренинга «Прекратив курение, я подарил себе 5-6 лет полноценной жизни», «Бросив курить, я почувствовал прилив здоровья» и многие другие.

Помимо выполнения этой стандартной схемы нужно регулярно заниматься физическими упражнениями, вести активный образ жизни.

Делаем выводы

Каждый человек должен нести ответственностьза свое здоровье самостоятельно. Зависимость от табака развивается не сразу, но на уровне подсознания постепенно формируется необходимость получения ежедневной дозы никотина.

Чтобы не тратить время и ресурсы на решение проблемы, не допускайте развития привязанности. Вы должны понимать, что это негативное увлечение вредит не только тому, кто курит. Остальные члены семьи и друзья тоже подвергаются опасности.

Выкурив сигарету сегодня, можно лишить себя и своего ребенка полноценной качественной жизни в будущем.

Источник: https://nasrf.ru/baza-znaniy/drugie-vidy-zavisimostey/profilaktika-tabakokureniya-i-narkomanii

План мероприятий ГБОУ СОШ №43 по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся на 2016-2017 учебный год

  •  Цель:    создание условий для формирования положительного отношения к трезвому и здоровому образу жизни.     
  • Задачи:
  • — создать условия для недопущения  употребления обучающими спиртного;
  • — вовлечь обучающихся в профилактические  мероприятия организация системы правовой пропаганды среди учащихся и педагогических работников с учетом возрастных и иных особенностей;
  • -регулярное информирование об изменениях в законодательстве;  
  • — изучение и анализ воспитательной работы с учащимися по  профилактике пьянства и противоправных действий;  
  • -усилить  общественную  инициативу, 
  • — привлечение государственных и общественных организаций к участию в профилактических мероприятиях. 
  •  Информационно-аналитическая работа:
  1. Организация занятий по интересам «Будь здоров».
  2. Организация правового всеобуча для родителей.
  3. Разработка методических рекомендаций по правовому воспитанию учащихся
  4. Организация изучения интересов и мотивов поведения подростков, не охваченных достаточным родительским вниманием для обеспечения их полезной занятости
  5. Систематические пополнение библиотечных фондов литературой по правовому воспитанию, профилактике наркомании, алкоголизма

Профилактическая работа:

  1. Организация профилактических посещений семей подростков, состоящих на учете (регулярно, по плану)
  2. Проведение Недель правовых знаний (ноябрь, апрель)
  3. Проведение конкурсов плакатов по проблемам борьбы с правонарушениями и преступностью, выставки рисунков на антиалкогольную и антинаркотическую   тематику «Грустный вернисаж», викторины «Закон и ты» (1 раз в четверть)
  4. Проведение правовых семинаров для педагогов (1 раз в полугодие)
  5. Организация работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ежемесячно)
  6. Организация совместной работы с ПДН

Организация социально-полезной деятельности учащихся:

  1. Сохранение и развитие сети занятий по интересам и спортивных секций (сентябрь)
  2. Организация досуговых молодежных мероприятий (по плану воспитательной работы на   2016/2017 уч.г.)
  3. Участие в акции  «Займись полезными делами, сделай себя сам» (1раз в четверть)
  4. Содействие в трудоустройстве и занятости в каникулярное (июнь)
Наименование мероприятий Сроки Ответственный
Организационные меры противодействия употреблению алкоголя, табака, наркотиков
1     Проведение регулярного мониторинга  употребления алкоголя,  наркотических средств и курения  среди учащихся В течение года Социальный педагог Лис В.М.
2 Регулярное проведение мероприятий по выявлению неблагополучных семей, учащихся «группы риска» с целью установления контроля за ними, организация индивидуальной работы В течение года Социальный педагог Лис В.М.
3
  1. Проведение диагностики:
  2. *выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи,
  3. *изучение ценностных ориентаций учащихся,
  4. *изучение внутрисемейных взаимоотношений
По плану педагога-психолога Педагог-психолог
Лис В.М.,
Классные руководители
Проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений. Ежемесячно Заместитель директора
Захарова Т.П.
Встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних: «Административная и уголовная ответственность».  В течение учебного года Заместитель директора
Захарова Т.П., инспектор ИДН
Лекции специалистов здравоохранения по вопросам пагубного воздействия наркомании, алкоголя и табакокурения Единые дни профилактики Заместитель директора
Захарова Т.П.
Размещение информации о действующих «горячих линиях», «телефонов доверия» с целью обеспечения правовой защищенности учащихся В течение учебного года Заместитель директора
Захарова Т.П.
Организация комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения  среди несовершеннолетних
1 Привлечение учащихся в объединения по интересам, секции  Сентябрь Педагог дополнительного 
образования, классные руководители
2 Проведение классных часов и родительских собраний с привлечением  узких специалистов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма, токсикомании В течение учебного года Заместитель директора
Захарова Т.П.
3 Контроль  летней занятости  учащихся из неблагополучных семей, группы «риска» и состоящих на профилактических учетах Июнь — август Классные руководители
4 Проведение цикла бесед по ЗОЖ, профилактике вредных привычек В течение учебного года Классные руководители, заведующая библиотекой Боярко И.В.
5 Оформление выставок методической и научно-популярной литературы по ЗОЖ, профилактике зависимостей В течение учебного года Заведующая библиотекой Боярко И.В.
6 Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий «Спорт — против наркотиков!»   В течение учебного года Заместитель директора
Захарова Т.П. 
7 Формирование через предметы приоритетности ценностей ЗОЖ, негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табака: ОБЖ, биология, физкультура, химия, литература, история, английский язык В течение учебного года Учителя-предметники
8
  • Организация профилактических и просветительских  акций:
  • — Всемирный день борьбы с наркоманией. 
  • — «Новое поколение выбирает ЗОЖ».
  • — Всемирный День борьбы со СПИДом «Красные тюльпаны надежды».
  • — «Трезвость и здоровье детям и обществу».
  • — Акция «Будь здоров».
  • — Всемирный день отказа от курения.
В течение учебного года Заместитель директора
Захарова Т.П., Социальный педагог
Лис В.М.
9 Акция «Уроки для детей и их родителей» Октябрь – ноябрь 2016 Заместитель директора Захарова Т.П.
10. Участие в XXII городском Валеологическом конгрессе школьников «Осторожно: ВИЧ- инфекция» Декабрь2016 Заместитель директора Захарова Т.П.
10 Организация тематических конкурсов, рисунков, презентаций, сочинений по профилактике ЗОЖ  1 раз в учебном году Заместитель директора  Захарова Т.П.
11 Подготовка информационных стендов по антиалкогольной и антинаркотической тематике, а также раздаточного материала  В течение учебного года Заместитель директора  Захарова Т.П.
12 Конкурс социальной рекламы, направленной на профилактику наркомании и алкоголизма Апрель 2017 г. Заместитель директора  Захарова Т.П.
13 Организация и проведение «Недели здоровья», посвященной Всемирному Дню здоровья и трезвости 7 апреля Заместитель директора  Захарова Т.П.
14  «Анализ состояния профилактической работы по предупреждению вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотических веществ», вопрос на педсовете Май Заместитель директора  Захарова Т.П.
Классные руководители
Лекционно-просветительная работа с учащимися
1 Работа правового лектория «Подросток и закон» 1 раз в 2 месяца Социальный педагог
Лис В.М.
2 Работа консультационного пункта «Юный правовед». 1 и 4 среда месяца Учитель обществознания Махмудова А.А.
3
  1. Беседы: «Правонарушения и ответственность», (5-7 классы),
  2. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8-11 классы).
Октябрь, апрель Декабрь, май Заместитель директора  Захарова Т.П.
4 Беседы с юношами и девушками по формированию гендерной культуры
 (8-11 классы).
1 раз в четверть Педагог-психолог
Лис В.М.
5 Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни»,  (5-11 кл.). По графику Преподаватель-организатор ОБЖ
Кислов А.С.
6 Беседы о вреде курения. 1 раз в четверть Социальный педагог
Лис В.М.
7 Беседы о профилактике ВИЧ -инфекции. 1 декабря Классные руководители
8 Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением. Ноябрь Педагог-организатор Захарова И.Ю.
9 Беседа «Правда и ложь об алкоголе» Март Классные руководители
10 Беседы о вреде наркотиков «Ты попал в беду». 1 раз в четверть Педагог-психолог
Лис В.М.
  • Классные часы для 10-11 классов:
  • — «О вреде слабоалкогольных напитков»;
  •      — Классный час «Вредные привычки: пути преодоления»;
  •      — Мини тренинг « «Словесное дзюдо» или как противостоять давлению»;
  •      — Лекция «Любовь в эпоху СПИДа»;
  •      — Дискуссия «Мифы и правда о табаке»;
  •      — видеолекторий для девочек «Убийство в законе. О вреде абортов»;

     — Лекция «Путь в никуда. Об опасности употребления ПАВ».

1 раз в четверть Педагог-психолог
Лис В.М.
Спортивно- оздоровительные мероприятия
1 Спортивный турнир «Я выбираю жизнь». Ноябрь Учителя физической культуры
2 Соревнование – конкурс «Адреналин». апрель Учителя физической культуры
3 Дни здоровья, спорта и туризма 1 раз в четверть Учителя физической культуры
4 Спортивные соревнования в рамках школьной спартакиады согласно графику Учителя физической культуры
5 Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 кл.) декабрь, март Учителя физической культуры
Работа с родителями
1
  1. Классные родительские собрания: — «Подросток и наркотики»;
  2. — «Курить или не курить?»
Согласно планов работы Классные руководители
2
  • Проведение родительских всеобучей на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»;
  •      — «Здоровье и вредные привычки»;
  •      — «Пассивное курение – это опасно?»;
  •     — «Профилактика табакокурения»;
  •     — «Почему подростки курят?»;
  •      — «Вы можете помочь своему ребенку»;
  •      — «Шаг от сигареты к наркотикам»;
  •     — «Последствия необратимы»;
  •     — «Законодательство о запрете курения»;
  •      — «Имидж, стиль жизни и … СИГАРЕТА»
Согласно плану проведения классных родительских собраний Классные руководители
3 Разработка рекомендаций «Что делать, если в дом пришла беда», «Как защитить детей от наркомании». в течение года Педагог-психолог
Лис В.М.
4 Анкетирование родителей по темам общешкольных родительских собраний в течение года (по необходимости) Педагог-психолог
Лис В.М.
Работа с классными руководителями
1 Заседание МО классных руководителей на тему «Комплексный подход в формировании ЗОЖ учащихся». февраль Заместитель директора Захарова Т.П.
2 Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по правовому воспитанию старшеклассников В течение года  Заместитель директора Захарова Т.П.
3 Семинары-тренинги по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма. Декабрь
Май
Педагог-психолог
Лис В.М.

Источник: https://school43.edusev.ru/activity/social/post/204736

Деловая игра "Курить — здоровью вредить"

Игра проводится в виде конкурсной программы. Может быть использована как для проведения в конкретном классе, так и для проведения общешкольного мероприятия.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • выработка у детей и подростков негативного отношения к табакокурению;
  • формирование навыков отказа от предложенной сигареты;
  • развитие индивидуального и группового самосознания;
  • формирование креативности личности и представлений о преимуществах здорового образа жизни.

Формы организации деятельности детей:

  • Анкетирование.
  • Словесный бой.
  • Демонстрация сценок.
  • Викторина.
  • Письмо-обращение к курильщику.
  • Антиреклама (придумать антирекламу на пачку сигарет).
  • Сложи поговорку.
  • Составить коллаж или нарисовать рисунок «Город Некурийск» и представить его.
  • Просмотр документального фильма о вреде курения.
  • Рефлексия «Круг жизни».
  • Конкурс «Домашнее задание» (придумать комплекс упражнений для поддержания здоровья.

Ход мероприятия

(Звучит мелодия песни «Звездная страна». Подготовить картинки с изображением на одной половине листа формата А4 розы, на другой – сорняка. На картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с изображением сорняка – вредные.)

Ведущий: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.

(Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»).

«Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

– Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе? Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?

Ведущий: Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой.

Ученые подсчитала, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т.е. наследственности) и еще, на 20% – от условий, в которых живет человек.

Самой распространенной вредной привычкой сегодня является табакокурение.

Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет: «Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». История приобщения европейцев к курению началась в Америке в 15 веке. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск.

Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Петр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось даже, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов.

Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и ое не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн человек.

Население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Общая масса окурков – 2 520 000 тонн!

Мы провели опрос среди учащихся 7-х классов и выяснили (озвучить результаты анкеты).

АНКЕТА

  1. Пробовали ли Вы курить?
  2. Если «да», то в каком возрасте?
  3. Первую сигарету выкурили: А) один; Б) с другом;

    В) в компании.

  4. Курю для того, чтобы А) считать себя взрослым; Б) за компанию;

    В) ради интереса.

  5. Какова реакция родителей на то, что вы курите: А) ругают; Б) убеждают бросить; В) безразличны;

    Г) не знают.

  • Тема сегодняшней нашей деловой игры «Курить – здоровью вредить».
  • Ведущий: Для начала нашей деловой игры прошу команды занять свои места.
  • Представление жюри.

1 конкурс «Словестный бой»

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние организма, при котором все его органы выполняют свои функции.

В слове «здоровье» 8 букв, учитывая, что седьмая – мягкий знак – предлагаю придумать как можно больше слов, связанных со здоровым образом жизни, начинающихся на 7 букв слова «здоровье». (3 минуты).

(Зарядка, закаливание, обливание, завтрак, диета, обед, овощи, рацион, режим, витамины, вода, вегетарианство, воздух, еда и т.д.)

Кол-во баллов соответствует кол-ву написанных слов.

2 конкурс «Закурим?..»

Разыграть ситуацию «Закурим?..» Учащиеся разыгрывают сценки, в которых они должны привести серьёзные аргументы, чтобы отказаться от предложенной сигареты. (3 минуты).

Максимальное кол-во баллов – 7.

3 конкурс «Викторина»

Ответить на вопросы викторины.

  1. Назовите имя известного путешественника-мореплавателя, который первым из цивилизованного мира наблюдал, как индейцы выпускали изо рта дым, вытягивая его из листов, свернутых в трубки, заложенные на конце. (Колумб).
  2. Назовите однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. (Табак).
  3. Сколько ядовитых компонентов входит в состав табака? (30).
  4. Объясните, как вы понимаете выражение «пассивный курильщик»? (Человек, вдыхающий дым того, кто курит).
  5. Назовите самое опасное вещество, входящее в состав табака, которое является медленным убийцей человека. (Никотин). (1 минута).

Кол-во баллов соответствует кол-ву правильных ответов.

4 конкурс «Письмо-обращение»

Каждый знает, какой вред приносит организму никотин. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Вашему вниманию предлагается фильм …

А теперь задание: команде необходимо сочинить письмо-обращение к курящему человеку, приводя в качестве аргументов как можно больше доводов против курения. (5-7 минут).

Максимальное кол-во баллов – 7.

5 конкурс «Домашнее задание»

  1. (Можно показывать по очереди между конкурсами).
  2. Создать комплекс упражнений для поддержания здоровья человека.
  3. Максимальное кол-во баллов – 7.

6 конкурс «Антиреклама»

Нарисовать антирекламу и наклеить на пачки из-под сигарет. (7-10 минут)

Максимальное кол-во баллов – 7.

7 конкурс «Сложи поговорку»

  • Сложить поговорку из слогов.
  • Бо/лен/-/ле/чись,/а/здо/ров/-/бе/ре/гись.
  • Максимальное кол-во баллов – 7.

8 конкурс «Город будущего – Некурийск»

Изображение на ватмане города будущего – Некурийска. Рассказ о своем городе.

(Звучит мелодия «Этот город – самый лучший город на земле»)

Максимальное кол-во баллов – 7.

Подведение итогов

Просмотр документального фильма о вреде курения.

Рефлексия

На ватмане нарисован «Круг жизни». Этот круг необходимо заполнить островками двух цветов: в черных кружочках написать слова-понятия, которые показывают, что несет человечеству курение, в зеленых кружочках – то, что можно поставить им в противовес.

(Можно заранее подготовить «островки» с зелеными и черными краями).

Обсуждение полученного изображения. Общий вывод: от каждого человека зависит, каким будет жизненное пространство вокруг него.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/delovaya-igra-kurit-zdorovyu-vredit-5293/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector