Наркомания несовершеннолетних

Наркомания несовершеннолетнихПроводимые исследования показывают, что масштабы детской наркомании на сегодняшний день достигли колоссальных размеров. Доходит до того, что некоторые дети в 15-17 лет имеют уже достаточно большой наркотический стаж.

Чаще всего заболевание переходит к ним «по наследству» от зависимых родителей. Но бывает и так, что в положительной полной семье растет зависимый ребенок. Почему так происходит и как бороться с чумой XXI века?

Причины развития зависимости

Чтобы понять, что спровоцировало наркоманию несовершеннолетнего, необходимо оценить обстановку, в которой он живет, проанализировать социальное окружение. Основное внимание должно быть уделено детско-родительским отношениям.

В список самых распространенных причин наркозависимости у детей врачи включают: Наркомания несовершеннолетних

  • Генетическую предрасположенность. Если женщина использует психостимуляторы во время беременности, то ребенок появляется на свет уже со сформированной наркотической зависимостью.
  • Неблагоприятное социальное окружение. Речь идет о тесном общении с друзьями-наркоманами. Чаще всего первую дозу дети принимают в кругу близких друзей. Они делают это, даже если не хотят — лишь бы не выделяться из толпы и не быть отвергнутыми значимыми товарищами.
  • Дефицит внимания со стороны взрослых. Ребята, страдающие из-за неудовлетворительных отношений с родителями, ищут, чем себя занять, где найти поддержку. В кругу наркоманов им всегда рады, поэтому они постепенно превращаются в зависимых.

Какой бы ни была причина детской наркомании, заболевание следует лечить. Пускать ситуацию на самотек ни в коем случае нельзя. Жизнь детей, принимающих наркотические средства со школьной скамьи, никогда не бывает долгой и счастливой.

Как понять, что ребенок принимает наркотики

То, насколько успешным окажется лечение наркомании несовершеннолетних, напрямую зависит от того, на каком этапе оно начнется. Очень важно как можно раньше распознать зависимость. Тогда шансы избавить от нее ребенка будут в разы выше.

Понять, что у чада проблемы с наркотиками, родители могут по следующим признакам:Наркомания несовершеннолетних

  • Частые перепады настроения. При этом непонятно, что изменяет эмоциональное состояние подростка. За один час он может успеть весело посмеяться, поплакать, накричать на всех, кто рядом.
  • Вялость и сонливость днем и бессонница по ночам. Наркозависимые часто путают день с ночью. От этого их физическое состояние ухудшается, работоспособность понижается.
  • Потеря аппетита либо, наоборот, его резкое повышение. Состояния могут чередоваться.
  • Нарушения координации движений. Походка больного становится шаткой, движения рук — размашистыми и хаотичными. Создается впечатление, что ребенок не способен управлять собственным телом.
  • Расширенные или суженные зрачки. Это самый «говорящий» симптом, по которому можно легко определить наркотическую зависимость.

Из очевидных внешних проявлений — характерный для наркоманов сленг. Подросток начинает использовать слова, привычные для наркозависимых. Он старается, чтобы его разговоры по телефону не услышали окружающие. Часто общается со странными людьми.

Если родителям кажется, что их ребенок попал в беду, нужно продолжить поиски доказательств наркозависимости. Когда ситуация окончательно прояснится, отвести зависимого к наркологу.

Что делать

Наркомания несовершеннолетнихСамое главное при детской наркозависимости — не впасть в состояние паники. Следует откровенно поговорить с ребенком, попытаться выяснить каике именно средства он принимает и как давно начал это делать.

Если диалог не клеится, следует пригласить интервента или посетить вместе с больным психотерапевта, психолога. Эти специалисты помогут улучшить детско-родительские отношения и понять, насколько далеко зашла наркозависимость.

Где лечить детскую наркоманию

Хорошо, если лечение заболевания подросток будет проходить в стационаре частной наркологической клиники. Тому есть несколько объяснений:

  • наличие самого современного оборудования и высококачественных лекарственных препаратов;
  • максимально вежливое обращение с больными;
  • комфортные условия пребывания;
  • стопроцентная анонимность.

Особенно важен последний фактор — анонимность. Ни один школьник не хочет, чтобы окружающие узнали о его болезни.

В случае обращения в государственную наркологическую больницу ребенка сразу ставят на учет. Тогда о его пагубном пристрастии узнают в школе. Безусловно, это негативно сказывается на его эмоциональном фоне, репутации. Поэтому лучше, если комплексная терапия будет проходить в условиях частного наркологического стационара, в котором больных не ставят на учет.

Лечение наркомании у детей

Наркомания несовершеннолетнихВылечить наркотическую зависимость в домашних условиях невозможно. Все, что может сделать врач дома у больного — снять ломку и устранить симптомы передозировки.

Комплексна терапия осуществляется исключительно в стационаре. Это связано с тем, что тяга к наркотическим препаратам очень сильная. Человек не способен ей противостоять.

В клинике наркоман постоянно находится под медицинским наблюдением.Там у него нет доступа к запрещенным стимуляторам. В случае ухудшения самочувствия доктора назначают пациенту лекарства, которые помогают устранить боль и повысить уровень жизненной энергии.

Борьба с тягой к наркотикам включает в себя:

  • детокс;
  • психотерапию;
  • кодирование;
  • реабилитацию;
  • социализацию.

Лечение заболевания всегда длительное. Отличный результат можно достичь не раньше, чем через год. Все это время пациент должен находится в реабилитационном центре, а не дома.

Меры профилактики

Наркологи выделяют следующие направления профилактики наркотической зависимости:Наркомания несовершеннолетних

  • пропаганда здорового образа жизни в школах, училищах, колледжах, университетах, институтах и академиях;
  • поучительные беседы о вреде и опасности наркотических средств в семье;
  • информирование о негативных последствиях приема наркотических препаратов в СМИ.

Сегодня специалисты разрабатывают разные профилактические программы, позволяющие снизить темпы распространения детской наркомании. Все они нацелены на профилактику наркозависимости.

От родителей же требуется только одно — любить детей и уделять им внимание, интересоваться их жизнью и давать необходимую поддержку. При хороших отношениях с мамой и папой подростки гораздо меньше рискуют попасть в наркотический капкан.

Литература:

  1. Научно-методические основы первичной профилактики детской наркомании : Для работников центров соц. помощи семье и детям / К.С. Лисецкий и др./ М-во труда и соц. развития Рос. Федерации. Департамент по делам семьи, женщин, детей и молодежи. Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания; 2000. – 166 с.

  2. Отравленное детство: О пьянстве и наркомании / И. Б. Мельникова. — Омск : Кн. изд-во, 1989. – 100 с.
  3. Пятницкая, Ирина Николаевна.
  4. Подростковая наркология : руководство для врачей / И. Н. Пятницкая, Н. Г, Найденова. — Москва : Мед. информ. агентство, 2008. – 251 с.

Нужна консультация?

ИЛИ ВЫЗОВ ВРАЧА

ЗВОНИТЕ!

+7 (495) 475-65-52 Наркомания несовершеннолетних

Наши врачи

Наркомания несовершеннолетних Главный врач, Врач психиатр-нарколог,

Кандидат медицинских наук

Наркомания несовершеннолетних Заместитель главного врача, Врач психиатр-нарколог Наркомания несовершеннолетних Заместитель главного врача по лечебной работе, Врач психиатр-нарколог

Все врачи >>

Фото Наркологического центра «Угодие»

(нажмите на фотографию для увеличения)

Посмотреть все фотографии >>

20% скидка

на услуги в стационаре

при заказе с сайта +7 (495) 475-65-52

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.

     Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, начиная с 1988 года, отмечается ежегодно 26 июня.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2020 году в стране было зарегистрировано около 460 тыс. наркозависимых. Общее число россиян, эпизодически употребляющих наркотики и психотропные вещества, превышает 6 миллионов человек.            Ежегодно от передозировки погибает более 100 тысяч россиян.

      Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество  различных причин – от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Причины распространения алкоголизма и наркомании среди подростков.

     Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые – родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

Читайте также:  Алкоголик в семье - что делать | как вести себя с алкоголиком

     Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Мероприятия по профилактике наркомании.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими.

Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи.

Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными.

Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников.

Чем больше поддержки получает ребенок в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

Наркомания несовершеннолетних Наркомания несовершеннолетних Наркомания несовершеннолетних Наркомания несовершеннолетних

Наркомания и алкоголизм подростков | Вектор жизни

Наркомания несовершеннолетних

Причины подросткового алкоголизма и наркомании

Если верить результатам исследования, склонность к алкоголизму или наркомании имеют те подростки, которые получили родовую травму, до 3 лет переболели болезнями ЦНС или имели в анамнезе черепно-мозговые травмы. Помимо этих предположений, причинами могут выступать и другие факторы:

  • Любопытство.
  • Ради удовольствия.
  • Употребление с целью быть принятым в новую компанию.
  • Протест против родителей.
  • Снять напряжение.

Не последняя роль отводится наследственности, модели поведения родителей, конфликты в семье. Если ребенок рос в семье, где есть алкоголик или наркоман, риск того, что он испробует «запрещенный плод» взрастает в разы.

Подростковый период

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков должна вестись в усиленном режиме, только так можно защитить ребенка. В подростковом возрасте формируется психика и характер, ему сложно взаимодействовать с окружающим миром, кажется, что его не понимают. К особенностям подростковой психики, которая является почвой для развития зависимости относят:

  • незрелость психических процессов, их несовершенство;
  • подверженность воздействию негативных факторов внешней среды;
  • стремление самоутвердиться среди сверстников, доказав свою взрослость и зрелость;
  • отсутствие ответственности и повышенное легкомыслие.

Провоцирующим фактором становится раннее начало сексуальной жизни. Те, кто уже к 16 годам пресытился интимом, желает новых ощущений, чтобы разнообразить жизнь, которая кажется серой и скучной.

Наркомания несовершеннолетних

Психологические особенности

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков должна проводиться с учетом психологических особенностей молодых людей. С алкоголем большинство впервые знакомится в компании сверстников или приятелей постарше.

Ключевую роль здесь играет желание доказать, что парень или девушка ничем не выделяются на общем фоне, не желают отставать от окружающих. Стремление соответствовать установленным в этой компании поведенческим нормам приводит к тому, что в раннем возрасте человек пробует сигареты, алкоголь, наркотики.

Особенности молодого организма приводят к тому, что зависимость развивается очень быстро, намного стремительнее, чем у взрослого человека.

Естественно, в таком возрасте никто не задумывается о том, что увлечение алкоголем или сигаретами приведет к зависимости. Все воспринимается как невинная шалость, но в действительности зависимость начинает формироваться буквально с первой попытки.

Если родители заметили изменения в поведении своего ребенка, не нужно ждать! Подростковая наркомания и алкоголизм развиваются стремительно, поэтому, чем раньше взрослые обратятся за помощью, тем быстрее смогут исключить тяжелые последствия в будущем.

Справиться с проблемой помогут врачи наркологической клиники «Вектор жизни», которые найдут причину зависимости у подростка, подберут индивидуальную программу по лечению и реабилитации.

Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

Статью подготовил врач психиатр-нарколог ПНД Борисовской ЦРБС.С. Шестерин

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).

  • Что такое психоактивные вещества?
  • Психоктивное вещество (ПАВ) — любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме может вызвать психическую или физическую зависимость. 
  • Основные признаки употребления ПАВ у подростков:
  • снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
  • отчужденность, скрытность и лживость;
  • эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
  • компания подростка зачастую состоит из лиц более старшего возраста и некоторые из них имеют опыт употребления ПАВ;
  • эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег;
  • изменение аппетита. Периодическая тошнота, рвота;
  • сужение или расширение зрачков, состояние оглушенности, заторможенности;
  • подросток периодически исчезает из дома;
  • на вопросы родителей о том, где бывает, чем занимается, с кем проводит время, отделывается бессмысленными отговорками;
  • лжет по любому поводу;
  • за короткий период времени полностью сменился круг друзей;
  • количество телефонных разговоров у подростка резко увеличилось;
  • не проявляет интереса к семейным делам и проблемам. 

Основные причины употребления ПАВ:

  • уход от скуки, поиск ярких впечатлений, заполнение жизни переживаниями, любопытство;
  • получение возможности установления контактов с членами значимой группы, неумение сказать «нет», желание быть похожим на «крутого парня», старшего авторитетного товарища, личный пример родителей;
  • желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
  • безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, эксперименты от скуки;
  • решение проблемы плохого, неустойчивого настроения, уход от депрессии.

Наркомания несовершеннолетних

Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие

Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта в процессе развития зависимости ожидать не приходится, за исключением редких случаев на этапе первых проб.

  1. Первые пробы. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.
  2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.
  3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.
  4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости.
  5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта), в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).
  6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10–100 раз по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм.
Читайте также:  Сигареты armada, армада: вкусы, содержание никотина, смолы

Последствия зависимости от ПАВ

Социальные последствия употребления ПАВ:

  • нарушение социального развития и функционирования – способности общаться с другими без психоактивного вещества, налаживать дружеские связи, любить, понимать других, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт, решать повседневные проблемы, делать успехи, преодолевать трудности;
  • конфликты в семье, в школе, прогулы, финансовые трудности, нарушение закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.

Психические последствия употребления ПАВ:

  • проблемы с организацией собственной деятельности;
  • нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию;
  • эмоциональные нарушения: — раздражительность;— легкая возбудимость;— склонность к сниженному настроению;— агрессивность;— злость;— падение активности;
  • нарушения мышления: — подозрительность;— изменение темпа и функций мышления;— галлюцинации;— чувство безнадежности;— мысли о самоубийстве, действия, направленные на самоповреждение, попытки самоубийства, совершенные самоубийства.

Другие медицинские последствия употребления ПАВ:

  • изменяется внешний вид (вялая мимика, бессмысленный взгляд, монотонная речь, бледность, расслаивание ногтей, выпадение волос, похудание);
  • поражаются внутренние органы (нервная система, пищеварительная система, имунная система, печень, сердце, дыхательная система (хроническое воспаление, снижение обоняния, его потеря), репродуктивные органы).

Ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родители так боятся, чтобы дети не наделали ошибок в жизни, что не замечают, что не дают им жить. Они попирают и нарушают их права, данные им от рождения, а потом удивляются их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет, что можно делать, а чего следует избегать.

Детская наркомания

Наркомания несовершеннолетних

Наркомания и дети…

Вряд ли найдется родитель, который не согласится с тем, что это выражение режет слух. На самом деле, эта проблема есть и уже давно вышла за рамки привычного понимания того, кто может пристраститься к наркотикам. Средний возраст россиян, ставших заложниками ПАВ, достиг отметки 15-17 лет.

Участились случаи употребления наркотических веществ среди детей в возрасте 8-10 лет. Особую обеспокоенность стали вызывать «шестилетки», приобщение к наркотикам которых происходит под влиянием взрослых.

Установлено, что чем в более раннем возрасте произошло знакомство с наркотиком, тем быстрее формируется наркозависимость, тем сложнее проходить сама болезнь и серьезнее ее последствия.

Развитие сопутствующих заболеваний, преступность, безнадзорность – все это является отголоском негативного воздействия наркомании и снижает эффективность реабилитационных программ. Поэтому так важно начать профилактическую работу среди детей еще на этапе, предшествующем развитию болезни, а именно – в младшем школьном возрасте.

Как определить, что ваш ребенок принимает наркотики?

Родителей должно насторожить, если:

  • ребенок потерял аппетит либо, напротив, у него отмечается повышенное чувство голода, не связанное с физиологическими особенностями организма;
  • наблюдается резкое ухудшение памяти и изменения в характере;
  • часто возникают перепады настроения: полная апатия сменяется безудержным весельем;
  • из дома начали пропадать деньги, ценные вещи;
  • со старыми друзьями больше не поддерживаются отношения, вместо них стали появляться странные знакомые;
  • ребенок выражает равнодушие к учебе, прежним интересам, отмечается плохая посещаемость в школе;
  • происходят изменения цвета кожи лица, изменился запах тела, покраснели глаза, расширены либо сужены зрачки;
  • чистка зубов вызывает тошноту и рвоту;
  • отмечается усталый вид, бледность кожи, нарушения сна (бессонница);
  • появилось стремление остаться незамеченным после возвращения с прогулки.

Наконец, самый достоверный признак – это следы от инъекций, которые подростки обычно прячут под одеждой с длинными рукавами. Такую одежду они предпочитают носить даже в летнее время года и отказываются снимать ее, несмотря на жару.

Причины детской наркомании

Вопреки традиционному мнению, что одним из факторов риска приобщения ребенка к ПАВ считается неполная семья, большая часть подростков-наркоманов имеет обоих родителей. Поэтому первостепенное значение отводится не составу семьи, а атмосфере, которая складывается в ней.

Если внутри семьи сложились доверительные, дружественные отношения, вероятность того, что ребенок будет искать отдушину в других вещах, минимальна.

Если же в семье отсутствует взаимопонимание, ребенок не чувствует любви и заботы родителей, этот недостаток ему поможет устранить улица и плохая компания сверстников.

Среди других, не менее важных причин употребления детьми наркотиков выделяют следующие:

Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью

М. А. Ковальчук, А. В. Ковальчук

Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности.

Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов − вызывает «омоложение» контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их.

Естественно встает вопрос: почему у несовершеннолетней молодежи формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ, какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?

Первый фактор, на котором бы хотелось остановиться, — это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Первые представления о наркотиках у него формируются в детстве на основе наблюдения за поведением взрослых, и в первую очередь родителей.

Совсем необязательно, что родители или другие взрослые, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя.

В нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным. Существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий).

Восприятие и постепенное усвоение ребенком алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у него сформируется интерес к употреблению алкоголя, который может перейти и на другие психоактивные вещества.

Последовательность перехода от употребления табака и алкоголя к наркотическим веществам выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях употребления психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, — информационный.

Сегодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким — либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, которые раздают нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т.д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему? Почему в таких «красках» взрослые все это представляют?». Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: « Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал — значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет — здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом -употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик — попробуй их!». Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» — «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор — призывно звучит в буклете). Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информация есть в интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых, поэтому перегруженность информацией и ее назидательный характер часто оказывают обратное действие на растущего человека, побуждая его сделать то, против чего так протестуют взрослые, для того, чтобы получить ответ на возникающие вопросы: «Почему меня так от «этого» оберегают?». Конечно, нельзя однозначно решать вопрос: информировать или нет? Давать информацию детям о наркотиках и их действии на организм человека или нет? Показывать фильмы из жизни наркоманов или нет? Бесспорно — информация нужно, но прежде чем информировать ребенка, необходимо найти тот оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

Читайте также:  Алкоголь расширяет или сужает сосуды головного мозга

Следующий фактор мы назвали индивидуально — психологическим.

Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личност-но-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно:

— низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т.п.;

— наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся;

— чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т.д.;

  • — недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью;
  • — отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности;
  • — замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость;
  • — легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности);

— недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре. Еще один фактор, на котором хотелось бы остановиться. Мы назвали его «социальный инфантилизм».

Как показывают не только наши, но исследования различных ученых и наблюдения практиков, у многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность.

Можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание гедонически-потребительс-ких установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться.

Присутствие у ребенка данных качеств, на наш взгляд, способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.

На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также потребности ребенка, такие как потребность в общении со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими), исследовательская потребность (узнать, «что это»? любознательность, любопытство, желание попробовать самому), потребность быть взрослым (подражание более старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам.) Реализуют имеющиеся потребности дети и подростки в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками, поэтому ребенок никогда не попробует наркотики в одиночку. Обычно это происходит в компании друзей на молодежных тусовках, дискотеках, вечеринках, в процессе коллективного отдыха.

Естественно, что рассмотренные нами факторы, способствующие как самостоятельно, так и в совокупности формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, не исчерпывают всех возможных факторов.

Мы остановились на наиболее определяющих, не затронув генетических, конституциональных, психологических, экономических факторов, в связи с тем, что коррекцию влияния рассмотренных нами факторов на формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ возможно осуществить психолого-педагогическими средствами в ходе взаимодействия различных институтов воспитания. Проблема формирования мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у несовершеннолетней молодежи — проблема комплексная. Значительная роль в ее решении принадлежит системе образования. Любое образовательное учреждение обладает целым рядом возможностей для организации работы, связанной с коррекцией действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у учащихся. Это:

  1. — возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
  2. — влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
  3. — доступ к семьям школьников для анализа и контроля ситуации;
  4. — наличие комплексной группы специалистов для организации профилактической работы: педагоги, психолог, социальный педагог, школьный врач;
  5. — возможность организации работы по выявлению детей групп риска, склонных к наркотизации;
  6. — возможность организации досуга детей и подростков и их занятости.

Следующий вопрос, на котором нам хотелось бы остановиться в своей статье, касается периодов, когда наиболее вероятно у молодых людей формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую.

Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей.

И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, должна осуществляться и в этом возрасте.

При переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз.

Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, юноши и девушки встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к употреблению сигарет, наркотических веществ и злоупотреблению алкоголем.

Когда повзрослевшие молодые люди поступают в вуз, создают семью или начинают работать, они вновь подвержены действию факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что работу по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности молодого человека, то есть с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

Для того, чтобы ребенок сумел сделать правильный выбор, он должен уметь управлять своими эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых и конфликтных ситуациях, оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей, уметь принимать ответственные, социально одобряемые решения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector