Лечение страхов у детей

Лечение страхов у детей

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%.

Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Лечение страхов у детей

Детские страхи

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии.

Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.

Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации.

Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются.

Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе.

Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения.

Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов.

По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета.

В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми.

Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня.

Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений.

Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями.

Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий.

Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций.

Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым.

Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы.

На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности.

Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи.

Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.

Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Детские страхи|Центр им.Сухаревой ДЗМ

«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть.

Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы.

Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!».

Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Читайте также:  Можно ли резко бросать курить: после 20, 40, 50 лет курения

Лечение страхов у детей

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Детские страхи: причины

  •  частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!

Лечение страхов у детей

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала.

На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок.

На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет.

Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время.

Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.

4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.

Что не стоит делать:

  • убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
  • смеяться над эмоциональным состоянием;
  • заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.

Берегите себя и своих детей!

Детские страхи: симптомы, причины, лечение

22 Января 2020 г.

Лечение страхов у детей

Детскими страхами называют специфические возрастные переживания, тревоги и беспокойства. Тревоги и страхи у детей возникают как ответный механизм на угрозу реальную или вымышленную. Основные проявления – изменение эмоционального поведения и физиологические нарушения: учащенный пульс, частое дыхание, напряжение мышц.

Появление страха в ответ на угрозу реальную или воображаемую является инстинктом самосохранения. Однако детские страхи отличаются отсутствием настоящей угрозы, их появление основано на преобразовании внешней информации при помощи фантазии. В норме считается страх, который проходит самостоятельно и носит поверхностный характер.

Патологическими страхами по данным статистики наделены не более 1,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста, при этом большая склонность наблюдается у девочек. Факторами, предрасполагающими к появлению детских страхов, являются:

  • родители в возрасте за 35 лет;
  • воспитание единственного ребенка;
  • ограничение контактов со сверстниками.

У детей, подверженных страхам и тревожности, наблюдаются нарушения в поведении:

  • избегание потенциально опасных ситуаций или предметов/объектов;
  • боязнь одиночества;
  • излишняя привязанность к взрослым.

Лечением страхов у детей занимается психолог, психотерапевт, психиатр. Основное место отводится родительскому консультированию и психотерапии творчеством. Диагностика производится при помощи беседы и опроса.

Причины детских страхов

Основу боязни некоторых ситуаций и объектов составляют особенности психики конкретного ребенка:

  • впечатлительность;
  • доверчивость;
  • бурная фантазия;
  • повышенный уровень тревожности.

Причины страхов у детей кроются во внешней среде, при этом самое сильное влияние оказывает такой фактор, как воспитание, а отношения с родителями становятся источником неврозов у ребенка.

Причины детских страхов делят на следующие группы:

  • отрицательный опыт – это пережитые ребенком ситуации, которые нанесли ему эмоциональную травму, например, нападение собаки. Коррекция страхов у детей такого рода практически невозможна, с течением времени они переходят в фобии;
  • запугивание – это проектируемая ситуация, используемая родителями или воспитателями для коррекции поведения ребенка;
  • чрезмерно тревожные родители порождают в ребенке страхи и тревожность;
  • поведение родителей, показывающее свое превосходство и силу, порождает в ребенке боязливость и чувство постоянного ожидания плохого;
  • фильмы и компьютерные игры, демонстрирующие сцены насилия;
  • психические отклонения, например, невроз или невропатия;
  • внутрисемейные отношения, например, конфликты между родителями, постоянные ссоры и скандалы, развод родителей, манипулирование ребенком в целях воздействия на супругу/супруга и прочие.

Патогенез

Объяснение проявлений страхов у детей связано с изменениями психики возрастного характера. Основную роль играют фантазия и воображение ребенка, под их воздействием происходит трансформация внешней информации в новые образы.

Начинается проявление фантазии с 2-3-хлетнего возраста, достигая пика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Детские страхи более интенсивные, разнообразные и необычные, чем любые другие.

Ребенок не способен оценить ситуацию критически и объективно оценить свои эмоции, поэтому страхи так легко зарождаются и укрепляются в детском сознании.

Содержательная сторона страха характеризует значимую сферу жизни ребенка для каждого конкретного возрастного периода, например, младенчество – страх разлуки с мамой, дошкольники – страх темноты, животных или выдуманных персонажей, школьники – социальные боязни.

Читайте также:  Бросил курить, начались проблемы со здоровьем

Классификация

Пожалуй, самое широкое распространение получило деление страхов у детей на:

  • биологические – основанные на инстинкте самосохранения;
  • социальные – основанные на межличностных контактах.

Детские страхи классифицируются по объекту проявления, причинам, продолжительности проявления и особенностям, а также по интенсивности.

Самая распространенная классификация выделяет следующие виды:

  • сверхценные. Появляются в результате работы фантазии, считаются самыми распространенными;
  • навязчивые. Основываются на конкретной ситуации из жизни и порождают панику, например, боязнь собак или высоты;
  • бредовые. Не могут быть объяснены с точки зрения логики.

Симптомы страхов у детей

В разном возрасте страхи и тревожность ребенок проявляет по-разному. Симптомы характерные для новорожденного – беспокойство, запрокидывание ручек, вздрагивания, общее напряжение.

Страхи у детей в возрасте до полугода, как правило, вызваны громким звуком или ярким светом, быстрым приближением чего-то большого и незнакомого или потерей опоры. С 6-7 месяцев и до трех лет отмечается страх одиночества от долгого отсутствия мамы.

С 8 месяцев и до полутора лет – страх перед незнакомыми людьми.

Начиная с 2 лет, ребенок может бояться отдельных предметов, объектов или ситуаций. После 3 лет дети начинают бояться наказаний или недостатка внимания родителей, в связи с наступлением возраста осознанного течения межличностных контактов.

Для дошкольного возраста характерны такие страхи, как темнота, осуждение окружающих, боязнь сказочных или вымышленных персонажей, опасных объектов и предметов. В младшем школьном возрасте проявляются страхи межличностного характера – публичные выступления, получение плохой отметки, осуждение, высмеивание, отвержение.

В возрасте 6 лет могут начать появляться страхи аварий, катастроф различного характера, болезней, пожаров и даже смерти. Под воздействием страха у ребенка часто пропадает аппетит, нарушается сон, появляются различные боли, например, мышечные, головные, сердечные, суставные.

Осложнения

Самым сложным и опасным осложнением детского страха является его переход в состояние фобии. Они выражаются в интенсивных реакциях организма в виде беспокойства и паники. Отличаются устойчивым иррациональным поведением в ответ на ситуации или объекты, которые не несут настоящей угрозы. Фобии не поддаются коррекции в отличие от страхов.

Детские страхи способны перейти в форму невроза навязчивых состояний – навязчивое повторение действий и мыслей.

Под воздействием детских страхов в подростковом возрасте у характера проявляются черты мнительности, неуверенности и тревожности.

Таким образом отсутствие реальной помощи и внимания родителей, педагогов и психологов у детей формируются ограничения в поведении в виде избежания некоторых ситуаций, а также затруднения в социальной адаптации.

Диагностика детских страхов

Диагностика страхов у детей носит характер клинической беседы. Ребенок, как правило, после знакомства и установления контакта не скрывает своих тревог, открыто рассказывая о ситуациях, вызывающих беспокойство.

Диагностический процесс интенсивности страха и тревожности основывается на психодиагностических методиках:

  • опрос – для каждой возрастной категории разработаны специфические опросные листы и формы взаимодействия со специалистами, например, для подростков – без контакта со специалистом, а для детей дошкольного возраста – в форме личной беседы;
  • проективные методы применяются для обнаружения неосознанных страхов, скрываемых защитными механизмами. Используется в диагностике дошкольников. Это такие формы, как рисуночные тесты, тесты проектирования ситуаций и диагностические сказки. Отсутствие в них структурированных вопросов позволяет создать обстановку доверия между пациентом и специалистом и обмануть защитные механизмы организма, а также преодолеть боязнь осуждения у пациента.

Обращение к специалистам

Наличие страхов у ребенка служит поводом обращения к врачам – психолог, психиатр, психотерапевт. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококвалифицированные специалисты в данной области.

Здесь к детскому здоровью относятся как к важнейшей миссии, поэтому прием ведут врачи высшей категории с огромным опытом работы. Они знают практически все о детском здоровье и спецификах заболеваний у детей.

Врачи клиники стоят на защите здоровья детей 365 дней в году. Мы располагаемся в самом центре Москвы.

Лечение страхов у детей

Помощь маленьким пациентам в борьбе с их страхами основывается на создании благоприятной домашней обстановки с целью поддержания ощущений безопасности и спокойствия. В качестве дополнительного лечения страхов у детей используется психотерапия. Она нацелена на осознание и преобразование эмоций негативного спектра: боязнь, тревога, беспокойство.

Наилучшим эффектом пользуется комплексная терапия, включающая в себя:

  • семейное консультирование. Имеет своей целью выявить причины, способствующие появлению и поддержанию страха у ребенка. Здесь имеет место обсуждение методов воспитания и досуга детей, а также особенности отношений внутри семьи. Специалист должен дать родителям рекомендации по способам общения с ребенком и вопросам коррекции родительского поведения. Эта стадия призвана наладить комфортные домашние условия для коррекции страхов у детей;
  • психотерапия в данном случае носит исключительно индивидуальный характер. За счет беседы в доверительной обстановке изначально происходит обсуждение страхов. Доверительный диалог снимает эмоциональную напряженность. Далее наступает период переработки страхов. Здесь уместен метод сказкотерапии, при помощи которого про страх сочиняется сказка, где он оказывается побежден, или визуального его облачения при помощи лепки/рисования, в итоге страх должен быть ритуально уничтожен или переделан;
  • лекарственная терапия становится необходима при запущенных формах и наличии осложнений. Начало приема седативных препаратов совпадает с началом комплексного лечения, при этом способы приема и дозы определяются лечащим врачом индивидуально.

Таким образом, своевременное обращение к специалистам за лечением детских страхов вносит большую часть успеха в борьбу со страхом у ребенка. Однако для его выявления родители должны быть максимально внимательны к своему ребенку.

Профилактика детских страхов

Профилактика страхов у детей – это половина успеха в борьбе с их появлением.

В качестве профилактики появления страхов у собственного ребенка родители должны придерживаться следующих правил:

  • установление и поддержание доверительных отношений с ребенком;
  • отказ от линии воспитания в виде доминирования родителя;
  • отказ от применения физической силы;
  • отказ от показа собственных тревог и опасений;
  • правильная организация досуга ребенка.

Правильный досуг ребенка должен отвечать следующим принципам:

  • максимум подвижных игр, творческих занятий и общения в коллективе;
  • отказ от просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • минимизация времени, когда ребенок находится в одиночестве.

Такие простые меры способны навсегда избавить вашего ребенка от появления тревог и страхов, ненужных опасений и боязней. Полноценность личности вашего ребенка во взрослом возрасте зависит от безмятежности детского возраста, поэтому проблема детских страхов так важна и актуальна. Родители должны быть очень внимательны и корректны со своими детьми.

Как записаться к врачу

Основным принципом работы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) является охрана здоровья маленьких пациентов. Квалифицированные психологи, педиатры готовы вам предложить адекватные методики лечения для возвращения деткам здоровья, а родителям – спокойствия.

Чтобы получить консультацию интересующего вас специалиста, необходимо записаться на прием. Сделать это можно через онлайн-форму на сайте, по телефону 8+7(495)995-00-33или при личном визите в клинику по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок д.10, станция метро Маяковская.

Запись к врачу

После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону

13 простых и эффективных техник побороть даже сильные детские страхи

Более 40% хронических заболеваний у детей — следствие пережитого стресса и страхов. Узнайте, какие детские фобии нельзя игнорировать и какие техники могут вам их побороть.

В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?». Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу.

Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника.

Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы. До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

Читайте также:  Сигареты merit, мерит: вкусы, содержание никотина, смолы

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата. Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера. В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Дайте волю своей фантазии, сделайте страх смешным!

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Игрушка поможет малышу не чувствовать себя одиноким и беззащитным в сложных или просто новых условиях.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Обнимите малыша, дайте ему ощутить физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Чтобы справиться с этим страхом, создайте свой собственный ритуал засыпания.

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Главное — подобрать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических. Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Предложите ребенку сделать такой талисман своими руками.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным. Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Shutterstock.com

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector