Социальная реабилитация: виды и методы соц реабилитации

Александра Краснова

Российским законодательством предусмотрена обязательная правовая защита интересов пожилых граждан. В Конституции РФ содержатся статьи, в которых социальное обеспечение с выходом на пенсию гарантировано каждому гражданину, достигшему соответствующего возраста. Эта категория нашего общества имеет ряд правовых гарантий, касающихся охраны здоровья, бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях, права на культурный досуг и приобщение к культурным ценностям. Но, как показывает практика, пенсионеры зачастую обделены вниманием современного общества. О том, в какой мере в нашей стране осуществляется социальная реабилитация пожилых людей, расскажем в нашей статье. 16 декабря 1991 года на 46-й Генеральной Ассамблее ООН была наиболее полно рассмотрена роль пожилых людей в современном обществе. Основы жизнеобеспечения лиц старшего поколения обозначены на законодательном уровне в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Страны Европы и США гораздо раньше других государств шагнули к выполнению гарантированных обязательств по обеспечению достойного уровня жизни своих пожилых сограждан. В развитых западных странах действуют программы по осуществлению социальных гарантий для лиц почтенного возраста, построены многочисленные пансионаты с условиями для комфортного проживания и самореализации, созданы реабилитационные центры, предусматривающие как медицинскую, так и психологическую поддержку. Старшее поколение в этих государствах активно вовлекается в общественную жизнь. Это дает возможность престарелым людям чувствовать себя полноценными членами социума. Такой подход в корне изменил общественное мнение, зрелый возраст уже не рассматривают как период бесполезности и ненужности. Напротив, ступив на новую возрастную ступень, освободившись от потребности работать, пожилые люди могут реализовать себя в любом направлении.

Социальная реабилитация: виды и методы соц реабилитации

После шестидесяти лет, кроме необходимости в своевременной и качественной медицинской помощи, люди испытывают острую нехватку душевного тепла, чувствуют себя социально незащищенными. С возрастом снижается энергичность и жизненный тонус, отсутствие мотивационных побуждений ограничивает вовлечение стариков в продуктивную общественную жизнь. Эти факторы замедляют процесс социально-психологической реабилитации пожилых людей, требуется терпение и настойчивость, внимательное отношение не только к физическому, но и к эмоциональному состоянию.

Социально-психологическая реабилитация пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями предполагает личностный подход и вариативность. В зависимости от поставленных задач применяются следующие ее виды:

  • Медицинская реабилитация как система лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению утраченных функций органов, нормального самочувствия человека.
  • Психологическая реабилитация, направленная на восстановление активной жизненной позиции, коррекцию эмоционального фона и самооценки.
  • Социальная реабилитация пожилых людей, позволяющая адаптироваться в социуме, восстановить утраченные навыки самообслуживания.
  • Профессиональная реабилитация, обеспечивающая возможность принимать посильное участие в общественно-трудовой деятельности. Она необходима не только инвалидам моложе 50 лет, но и людям более старшего возраста.
  • Просветительская реабилитация информационной направленности, охватывающая различные виды консультирования: медицинское, юридическое, социально-бытовое. Она помогает людям принимать обдуманные решения относительно изменения своего качества жизни.
  • Геронтологический уход – совокупность социального и медицинского ухода за пожилыми пациентами с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей.

Цели и результаты реабилитационных мероприятий для людей почтенного возраста довольно обширны и индивидуальны – от восстановления способности к удовлетворению основных жизненных потребностей до возобновления трудовой деятельности.

Социальная реабилитация пожилых людей включает в себя меры, направленные на восстановление их правового, общественного и профессионального статуса. Она ориентирована не только на то, чтобы вернуть способность престарелого человека к полноценной жизни и деятельности в обществе, но и на само общество, условия его существования, нарушенные по каким-то причинам.

Разработка комплексных восстановительных программ социальной адаптации пожилых людей к новым жизненным реалиям рассматривается как общегосударственная задача. Своевременная и квалифицированно оказанная медицинская, социальная, юридическая, психологическая помощь способствует раннему выявлению проблемного поля и успешности проводимых психолого-медико-социальных мероприятий. Такой подход позволяет снизить показатели инвалидизации, уменьшить число лиц, нуждающихся в геронтологическом уходе, увеличить комфортность микросоциальной среды. Необходимо учитывать, что состояние здоровья людей пожилого возраста во многом обусловлено отношением к ним в социуме, уважением и любовью в семье, пониманием окружающих.

Восстановительный процесс подразделяется на реабилитацию:

  • медицинскую;
  • профессионально-трудовую;
  • социально-бытовую;
  • социально-психологическую.

Эта деятельность направлена на:

  • оздоровление людей преклонных лет;
  • получение ими новых профессиональных навыков и умений;
  • развитие познавательных возможностей;
  • изменение поведения;
  • социально-бытовую адаптацию в условиях стационара и в жизни в целом.

Процесс реабилитации, несмотря на свою многогранность, рассматривается как целостная модель. Его отдельные видовые составляющие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Окончательная цель всего комплекса мероприятий – улучшить качество жизни пожилого населения страны, сделать его взаимодействие с социумом комфортным и независимым посредством восстановления физического, психического, социального, духовного здоровья. Социальная реабилитация: виды и методы соц реабилитации Главная отличительная черта социально-психологической реабилитации пожилых и людей с ограниченными возможностями – стимулирование их к восстановлению утраченных функций, способностей, умений, навыков. Это возможно только при постоянном поощрении потребности в позитивном восприятии окружающего мира, стабилизации состояния здоровья, самовыражении в семье и обществе. В работе с больными, перенесшими острое нарушение мозгового кровообращения с парезами или параличами, большое значение имеет постепенная тренировка. Недопустимо делать за пациента то, что он может выполнить самостоятельно! В этом случае излишняя помощь ведет к социально-психологической регрессии. И, напротив, одним из основных условий восстановительной терапии должна стать посильная трудотерапия, в соответствии с состоянием здоровья больного и медицинскими показаниями. Она поможет человеку обрести уверенность в своих силах, повлияет на его жизненный тонус.

Восстановление в социально-трудовом плане – первостепенный компонент медико-социальной реабилитации. Наибольший эффект дает трудотерапия в условиях стационара, так как она позволяет охватить все жизненно важные стороны и привлечь к участию до 95 % пациентов.

В основе терапии занятостью лежит понимание, что излечение и коррекция психологических нарушений проходят успешнее при включении больного в организованную трудовую деятельность. На начальном этапе медико-социальной реабилитации пожилых людей медицинскими специалистами (психиатром или трудотерапевтом, фельдшером, психологом) объективно оценивается психофизиологическое состояние вновь прибывшего пациента, выявляются его личностные ресурсы, интересы, профессиональные умения. Следующий этап работы предполагает контроль эффективности трудотерапевтических мероприятий с фиксацией результатов в личной карте больного. Если действующий лечебный план нерезультативен, то в него вносятся изменения. Трудотерапия эффективна только в том случае, если она интересна человеку и проводится на добровольной основе. В процессе медико-социальной реабилитации пожилых людей важен сбалансированный подход. Медицинское начало не должно преобладать над социальным или трудовым. Создание реабилитационной среды для пожилых людей возможно только при гармоничном соотношении всех трех направлений. Это обусловлено патологическим комплексом, который создает основу нарушений физического и психического здоровья. Индивидуализация и комплексность восстановительного процесса предполагает системный подход, выраженный во взаимодействии всех его составляющих.

Социокультурная реабилитация, как продуманная структура, основана на воздействии различными средствами культурно-досуговой деятельности: развлечениями, праздниками, творческими занятиями, самостоятельной работой с художественными материалами. Это реабилитационное направление способствуют оказанию помощи в восстановлении способностей к деятельности с учетом духовных интересов и потребностей пожилых людей.

Термин «технология социокультурной реабилитации» включает два элемента: «социальное» и «культурное». Первый направлен на личность. Позитивные изменения в образе жизни предоставляют возможность продуктивного социального взаимодействия. К понятию «культурное» относятся средства, помогающие пожилым людям проявить и практически реализовать внутренние творческие и духовные резервы. В этом случае процесс реабилитации становится более содержательным, опирается на культурные ценности, традиции, художественную сферу, а также на качественные творческие результаты. Данный реабилитационный подход основан на индивидуальном и самостоятельном выборе пожилыми людьми досуговых видов деятельности, которые способствуют личностным преобразованиям и несут созидательную и развивающую направленность: усвоение интересной информации, получение знаний, практических навыков. На фоне трудовых ограничений, недостатка ярких эмоций, досуг очень важен для людей пожилого возраста. Социокультурная реабилитация реализуется через применение различных технологий: игровых и развлекательно-игровых (подвижных и не очень, театрализованных и т. д.), художественно-зрелищных, диалогических (посредством рассказа, объяснения, иллюстрирования и др.), репродуктивных и творчески развивающих (к примеру, тренинги, импровизация), обучающих (упражнения), проблемно-поисковых, информационных и др.

Читайте также:  Индивидуальная психотерапия. Реабилитационный курс противорецидивной терапии алкогольной зависимости

Культурно-досуговое направление в деятельности пожилых людей охватывает:

  • разные виды творчества – художественное, прикладное, техническое;
  • праздники, конкурсы, фестивали и др.;
  • занятия спортом, активное движение, экскурсии, игры;
  • деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные занятия и игры;
  • спокойный инертный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).

Содержательная социально-психологическая реабилитация пожилых людей, наполненная разнообразными видами занятости, предоставляет возможность предусмотреть функциональные ресурсы каждого пенсионера, с учетом тех или иных функциональных нарушений сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата, других органов и систем.

При организации культурного досуга для старшей возрастной категории людей учитываются:

  • личностные качества человека;
  • взаимоотношения пожилого человека с окружающими, особенно, с близкими людьми;
  • такие направления культурно-досуговой работы, которые способны активно влиять как на личностную, так и на социальную реабилитацию пожилого человека, его положение в социуме.

Основная функция досуговых технологий заключена в оказании помощи пожилым людям в овладении навыков общественного взаимодействия, необходимых для адаптации в новом для них окружении. Успешность их применения напрямую обусловлена вовлечением в реабилитационный процесс самых разных специалистов: медицинского персонала, психологов, педагогов, дефектологов и др. На результативность процесса социальной реабилитации престарелых людей также влияет взаимосвязь науки и практики, доступность и эффективность работы медицинских и социальных учреждений, привлечение к решению проблемы общественных институтов, СМИ. Важно ликвидировать или нейтрализовать причины обособленности стариков в социокультурной сфере, привлечь их к посильной трудовой деятельности, способствовать развитию творческой активности по интересам, стараться организовать их культурный досуг, учитывая этнические, возрастные, конфессиональные особенности.

Просветительная реабилитация направлена на расширение представлений пожилых людей о возрастных изменениях в организме, источниках укрепления здоровья.

Основная цель такого информирования – приобретение нового опыта, направленного на развитие уверенного поведения пожилого человека в новой для него социальной роли.

Упор делается на повышение просветительского и образовательного уровня, оказание информационной помощи и поддержки в интересующих вопросах, формирование позитивного образа человека старшей возрастной категории в обществе.

Вовлечение пожилых людей в восстановительные процессы может быть как активным, так и пассивным. Но в любом случае хорошо продуманная и многогранная социальная реабилитация людей пожилого возраста позволяет им:

  • сохранить социальную активность;
  • установить новые межличностные связи;
  • увеличить заинтересованность в общении;
  • вызвать интерес к жизни пансионата;
  • поддерживать уровень собственного достоинства на высоком уровне.

Следовательно, социальная реабилитация людей пожилого возраста должна проводиться комплексно, во всех направлениях.

Виды социальной реабилитации:

  • В зависимости от
    характера и содержания социальных или
    личностных проблем, в которые вовлекаются
    люди, как по собственному желанию, так
    и помимо его, и содержания задач, которые
    необходимо решить, применяются следующие
    основные виды социальной реабилитации:
  • медицинскую
    реабилитацию (восстановление физического
    и психического здоровья и потенциала
    человека или определенной социаль­ной
    группы, подорванные в результате сильного
    внешнего воздействия);
  • правовую реабилитацию
    (восстановление отдельных граждан либо
    социальных групп в их юридических и
    гражданских правах);
  • политическую
    реабилитацию (восстановление политических
    прав
    невинно пострадавших);
  • нравственную
    реабилитацию (восстановление репутации,
    чес­ти
    и достоинства, имиджа личности, социальной
    группы или организации, трудового
    коллектива в
    глазах
    общественности);
  • экономическую
    или социально-экономическую реабилитацию
    (восстановление
    нарушенного экономического и
    социально-экономического
    статуса, как отдельной личности, так и
    социальной груп­пы);
  • социально-культурную
    реабилитацию (восстановление куль­турно-
    пространственной среды, обладающей
    характеристиками, доста­точными
    и необходимыми для творческой активности
    и духовной само­реализации
    людей);

— социально-педагогическую
– направленную на решение таких задач,
как преодоление состояния «педагогической
запущенности» (дополнительные или
индивидуальные занятия, организация
специализированных классов), организация
и осуществление педагогической помощи
при различных нарушениях способности
человека к получению образования
(организация образовательного процесса
в больницах и местах заключения, обучение
инвалидов и детей с нестандартными
интеллектуальными способностями и
т.п.). При этом, предполагается определённая
работа по созданию адекватных условий,
форм и методов обучения, а также,
соответствующих методик и программ.

профессиональную
и трудовую – позволяет формировать
новые или восстанавливать утраченные
человеком трудовые и профессиональные
навыки и в последствии трудоустроить
его, приспособив режим и условий труда
к новым нуждам и возможностям.

социально-средовую
– направлена на восстановление у
человека чувства социальной значимости
внутри новой для него социальной среды.

Этот вид реабилитации включает в себя
знакомство человека с основными
характеристиками среды, в которой он
оказался, помощь в организации новой
среды жизнедеятельности и восстановление
привычных моделей поведения и деятельности
по организации собственной повседневной
жизни.

психологическую
реабилитацию (создание нормального
пси­хологического климата для лиц,
перенесших травматический шок).

Психологическая реабилитация
рассматривается как система специ­альных
и целенаправленных мероприятий, за счет
которых происходит восстановление
различных видов психической деятельности,
психических функций, качеств и образований,
позволяющих инвалиду успешно
адаптиро­ваться в среде и обществе,
принимать и выполнять соответствующие
соци­альные роли, достигать высокого
уровня самореализации. Методический
аппарат психологической реабилитации
включает проведение мероприятий по
психологическому консультированию,
психотерапии, психокоррекции и
психологическим тренингам. Особенно
часто возникает необходимость в
мероприятиях, направленных на снятие
тревоги, невротиче­ских
реакции, на формирование адекватного
отношения к заболеванию, к тем
реабилитационным
мероприятиям, которые определены с
учетом всего комплекса клинических,
социальных и экономических факторов.

Каждый конкретный
вид социальной реабилитации определяет
порядок и меры по его практической
реализации. Как бы не отличались между
собой основные виды социальной
реабилитации, тем не менее, их практическое
осуществление предполагает опору на
ряд основополагающих принципов.

1. Своевременность
и поэтапность социально-реабилитационных
мероприятий, предполагающие своевременное
выявление проблемы клиента и организацию
последовательной деятельности по её
разрешению.

2. Дифференцированность,
системность и комплексность, направленные
на осуществление социально-реабилитационных
мероприятий как единой, целостной
системы поддержки и помощи.

3. Последовательность
и непрерывность в проведении
социально-реабилитационных мероприятий,
реализация которого позволяет не только
восстановить утраченные субъектом
ресурсы, но и предвосхитить возможное
возникновение проблемных ситуаций в
будущем.

4. Индивидуальный
подход к определению объёма, характера
и направленности социально-реабилитационных
мер.

  1. 5. Доступность
    социально-реабилитационной помощи для
    всех нуждающихся, независимо от их
    материального и имущественного положения
  2. Одной
    из важнейших составляющих социальной
    реабилитации явля­ется восстановление
    социального статуса индивида
    .
  3. На
    федеральном уровне основными задачами
    реабилитационной по­литики
    являются: формирование стратегии
    социальной реабилитации, ее целей,
    задач, приоритетных направлений и
    механизмов; правовое
    обеспечение реабилитационной политики;
    финансовое обеспече­ние Государственных
    программ по реабилитации.
Читайте также:  Консультации врачей специалистов

На
региональном (местном) уровне решение
реабилитационных про­блем
должно осуществляться применительно
к «местной специфике».

В
роли
субъектов региональной (местной)
реабилитационной политики вы­ступают,
прежде всего, местные органы государственной
власти (как ис­полнительной,
так и законодательной) и органы социальной
защиты.

Стратегическую цель реабилитационной
политики на региональном (местном)
уровне можно определить как возвращение
на основе максимального использования
имеющегося социального потенциала в
лоно общественной жизни и соци­альных
отношений лиц, вси­лу
ряда причин оказавшихся дезадаптированными
и десоцилизировнными.

  • Социальная
    реабилитация на региональном (местном)
    уровне должна включать в себя ряд
    следующих важнейших задач:
  • адаптация
    к местным условиям мероприятий
    реабилитационной по­литики,
    проводимой федеральным Правительством;
  • участие
    органов местного самоуправления в
    координации реабили­тационной
    политики федерального Правительства;
  • выбор
    приоритетных для данной социальной
    группы направлений и механизмов
    реабилитационной политики, включающих
    удовлетворение ее первоочередных
    социальных потребностей;
  • разработка и
    реализация реабилитационных программ:

обеспечение
экономических, правовых, организационно
управленческих и иных условий реализации
реабилитационной политики в пределах
их компетенции, определяемой федеральным
законодательством, и,
преимущественно, за счет децентрализованных
финансовых источников, т.е.
из местного бюджета.

Социальную
реабилитацию, можно рассматривать как
важную составляющую социальной политики.

Все
же более правильным является понимание
«соци­альной
реабилитации», которое связано с
категорией «социальное», охва­тывающей
все явления общественной жизнедеятельности,
включая все ви­ды
культурной, трудовой, экономической и
иной деятельности. Тем са­мым,
социальная реабилитация становится не
просто одним из направлений
социальной политики государства, но
должно рассматриваться как приоритетное.

Социальная реабилитация: кто ей занимается и в чем суть работы

  • 20-05-2021
  • Маргарита Хрипунова
  • 6 мин.

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе.

Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания.

Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

  1. Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми.

    Работа с каждой группой требует своей специфики:

  2. — с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;
  3. — со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;
  4. — с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.
  5. Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.
  6. Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

  1. Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

  2. Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

  3. Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

  4. Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

  5. Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ,  поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

  • Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.
  • Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.
  • Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.
  • Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.
  • Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

  • знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;
  • понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;
  • уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы психолог, педагог, врач, но хотите заниматься прицельно социальной реабилитацией, вы можете пройти профессиональную переподготовку в АБиУС — это заочное дистанционное обучение, где за два месяца вы узнаете и о нормативно-правовом обеспечении реабилитационной и абилитационной работы, и о том, как работать с людьми разного возраста и социального статуса, и о том, как оценивать эффективность этой работы. После обучения слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке и может работать в любой соответствующей организации России.

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет.

Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе.

А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Карта технологии

Название технологии Социальная реабилитация
Характеристика технологии
Актуальность Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В ее решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования,   но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта
Цель Ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости
Задачи
  • содействие социально-бытовой адаптации получателя социальных услуг с последующим включением его в окружающую жизнь;
  • оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;
  • развитие коммуникативных навыков
Целевая аудитория Группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети, подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д.
Участвующие субъекты Специалисты организаций социального обслуживания населения: социальные педагоги, реабилитологи, психологи. В рамках межведомственного взаимодействия привлекаются учреждения    и организации системы профилактики: КДНиЗП, ОДН МВД, органы опеки и попечительства, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.
Краткое содержание Социальная реабилитация – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования. Виды социальной реабилитации:

  1. Социально-медицинская – включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведению домашнего хозяйства.
  2. Социально-психологическая – предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
  3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом предполагается определенная работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.
  4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условия труда к новым нуждам и возможностям.
  5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни
Механизм реализации (формы и методы) Процесс реабилитации включает в себя пять взаимосвязанных этапов:

  1. Диагностико-прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации).
  2. Этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм и методов работы.
  3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы.
  4. Реализационный (реализация комплексных проблем реабилитации, коррекции, научно-методического контроля).
  5. Экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).

Способы реабилитационного воздействия:

  1. Привитие или восстановление утраченных навыков – включает организацию жизни и быта реабилитационной группы, четкое выполнение распорядка дня, целенаправленную организацию досуга и продуктивной деятельности, культурно-массовых мероприятий. В основе лежит привитие и закрепление социально значимых навыков, умений, форм поведения, формирование нравственных основ личности, эстетическое воспитание.
  2. Терапия средой. Воздействие на человека всей совокупности условий его существования (в семье, лечебном учреждении, учреждении образования, на улице), в которые он вынужден включаться для реализации целей реабилитации. Терапия средой может выступить в форме организации направленного образа жизни, целью которого является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение получателей социальных услуг в общественно полезную деятельность, активация их деятельности, интересов, побуждений и потребностей. Смысл терапии средой заключается в том, чтобы она стимулировала социальные связи, позволяя воспроизводить реальные межличностные отношения в среде получателей социальных услуг, способствовала частичному восстановлению и частичной активации коммуникативных способностей.
  3. Терапия занятостью – метод восстановления утраченных функций при помощи разнообразных видов деятельности не обязательно профессионального характера, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности получателя социальных услуг.
  4. Специфика данного направления терапии состоит не в конкретных видах деятельности, а в том, чтобы независимо от видов деятельности получатель социальных услуг был бы им занят непрерывно – каждый данный момент времени, чтобы и он сам, и его семья имели бы четкий план действия по возможности на более длительный срок. В настоящее время выделяют следующие типы занятости: трудовая, общественная, досуговая, общение и самообслуживание.
  5. Психологическое приспособление к новым условиям жизни. Психотерапия осуществляется в трех основных формах: индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия; групповая психотерапия и семейное консультирование и семейная психотерапия.

Формы и методы:     групповая форма: конкурсы, выставки, мастер-классы, клубные занятия, кружковая деятельность, экскурсии, беседы, тренинги, развивающие и психопрофилактические занятия и т.д.; индивидуальная форма: консультирование, диагностика, психотерапевтические мероприятия, развивающие занятия и т.д.

Результативность (критерии и показатели) Показатели эффективности реабилитационных мероприятий:

  1. Приобретение навыков самообслуживания.
  2. Расширение круга социальных интересов.
  3. Восстановление коммуникативных способностей, родственных контактов.
  4. Восстановление способности к труду и приобретение профессиональных знаний.
  5. Восстановление дееспособности лиц, проживающих в интернате.
  6. Восстановление профессиональной деятельности (у детей – способности к обучению).

Критерии эффективности социально-реабилитационной работы:

  1. Критерий результативности (характеризуется высокой заинтересованностью получателей социальных услуг в социально-реабилитационной работе).
  2. Критерий оптимальности (характеризуется максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны получателей социальных услуг).
  3. Критерий мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности получателей социальных услуг).
  4. Критерий управляемости (характеризуется предрасположенностью получателей социальных услуг к различным видам социально-реабилитационной работы).
  5. Критерий системности (характеризуется системным использованием каждого из направлений социально-реабилитационной работы)
Ожидаемый результат Восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Достижение субъектом определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости. Повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности
Практика применения
  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • социально-оздоровительные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для инвалидов;
  • центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, в т.ч. специальные;
  • психоневрологические интернаты, в т.ч. для детей;
  • геронтологические центры

Режим сайта:

Изображения:

Гарнитура шрифта:

Размер шрифта:

Межсимвольный интервал:

Межстрочный интервал:

версия для слабовидящих

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector