Социальные аспекты алкоголизма

Спиртные напитки употребляют с древнейшего времени. Алкоголь умели добывать еще первобытные племена. На заре возникновения человечества алкоголь принимали с религиозными целями, одурманивая себя для достижения особых состояний сознания, в которых можно было общаться с духами.

  Алкоголь пили коллективно, всем племенем или родом, утверждая свою причастность к одной общности, основанную на общей крови. С тех пор социальные и историко-культурные аспекты употребления спиртных напитков претерпели ряд изменений.

Современные люди употребляют алкоголь с совершенно другими целями.

Уже у первобытных людей были проблемы, связанные со злоупотреблением спиртным. Достоверно известно, что жители древнего Египта, Индии и Китая знали, что такое алкогольная болезнь и отрицательно относились к лицам, много пьющим. Во втором тысячелетии до нашей эры китайцы, застигнутые в пьяном виде, предавались смерти.

В Европе культура употребления вина было широко развита в Древней Греции и Риме. Европейцы выращивали виноград и делали слабое вино, которое разводили водой в три и более раз, поэтому могли пить его без риска развития алкоголизма.

В странах Ближнего Востока и Средиземноморья из-за жаркого климата большое распространение имели кишечные инфекции. При недостатке пресной воды в этих регионах люди были вынуждены добавлять в воду вино – алкоголь был доступным дезинфицирующим средством. К пьянству отношение было отрицательным.

Например римлянин, заставший свою жену пьяной, имел полное право ее казнить.

Социальные и историко-культурные аспекты употребления спиртных напитков в нашей стране

В Древней Руси пили умеренно, используя брагу крепостью не более 16%. Князь Владимир издал указ, запрещающий пить до обеда и в часы работы. Отношение к злоупотреблению алкоголем было резко отрицательным, питье морально осуждалось, но как болезнь не рассматривалась.

В дохристианскую эпоху пили только слабоалкогольные напитки на праздниках, пирах и игрищах, что не приносило значительного ущерба здоровью. Для производства алкогольных напитков использовали березовый сок и мед. Пиво медовуху варили сами, дома.

Социальные аспекты алкоголизма

Изменение отношения к алкоголизму

Как в нашей стране, так и во всем мире, отношение к алкоголизму как к болезни начало появляться только с 19 века. Постепенно осуждение пьющих стала отходить на второй план. Алкоголики стали рассматриваться как больные, испытывающие патологическое влечение к спиртному.

Социальные аспекты современной жизни, способствующие злоупотреблению алкоголем

Социальные проблемы современности, приводящие к алкоголизму:

  • экономическая нестабильность,
  • чересчур быстрый ритм жизни,
  • плохой материальный уровень жизни,
  • безработица,
  • стрессы,
  • длительное психологическое напряжение,
  • информационные перегрузки.

Алкоголизм, вызванный социальными проблемами, в свою очередь сам становится огромной социальной проблемой.

Хронические алкоголики совершают большое количество преступлений, ведут асоциальный образ жизни, демонстрируют асоциальное поведение, нравственно деградируют.

Как только в стране увеличивается употребление спиртного на душу населения, увеличивается количество хулиганств, краж и убийств.

Социальные и историко-культурные аспекты употребления спиртных напитков изучаются во всех станах мира, где проблема алкоголизма стоит особенно остро.

В России она особенно выражена, о чем говорят уровень потребления алкоголя на душу населения и частота заболеваемости алкоголизмом. Около 3 миллионов россиян имеют диагноз “хронический алкоголизм”.

Это не считая людей, скрывающих свою проблему, не обращающихся за медицинской помощью и не встающих на учет – их статистика не учитывает, но предполагается что таких больных не менее двух миллионов.

У многих у многих народов был культ вина. Сначала опьяняющая жидкость использовалась как часть религиозных ритуалов, затем стала элементом социальных традиций. Вино принимали во время официальных церемоний, решая личные проблемы, коротая время. До сих пор культ вина процветает, что приводит к большому количеству личных и общественных проблем.

Социология алкоголизма

Определение 1

Для многих людей алкоголизм – это всего лишь результат продолжительного употребления спиртных напитков, который приводит к различным заболеваниям и отклонениям. Но, с научной точки зрения, алкоголизм выступает в качестве биологического, психологического и социального заболевания. В его основе лежит зависимость человека от алкоголя и спиртосодержащих продуктов.

По сути, исследователи уже давно приписали алкоголизм к одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения (отклоняющегося от общепринятых социальных норм).

Впервые об алкоголизме как серьезном заболевании было упомянуто в середине 19 века шведским медиком Магнусом Гусе.

Согласно определению, которое дано в «Международной классификации болезней», разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОС), алкоголизм является состоянием, которое возникает в результате чрезмерного и неконтролируемого употребления алкогольной продукции.

Оно характеризуется постоянной или периодической потребностью в алкоголе. Таким образом, алкоголь входит в привычную жизнь человека как ее неотъемлемый компонент (такой же, как вода и пища).

Человек, страдающий алкоголизмом, может быть угрозой для окружающих. Ощущая свою потребность, он готов пойти абсолютно на все, чтобы заполучить необходимые средства для приобретения алкоголя. При этом отключается защитная реакция, а отрицательные последствия его потребления не осознаются до конца.

Причем, эти последствия играют очень опасную роль как для самого алкоголика, так и для окружающих его людей. Страдают семьи, родители и дети, которые не могут повлиять на человека. Их мнение его не интересует, ведь его психика уже нарушилась. Возникает потребность в совершении противоправных действий для получения большего количества материальных средств.

Естественно, все они также уходят на покупку алкоголя.

Замечание 1

Быстрое распространение алкоголизма в обществе – это явный признак социального неблагополучия.

Оно выражается в двух основных аспектах:

  • Во-первых, люди чаще всего ищут успокоение, «отдушину», вариант расслабиться, если в жизни они не имеют никакой цели, или испытывают проблему в какой-либо из жизненно важных сфер. Алкоголь помогает им на время забыть о разладе и неприятностях, найти «гармонию» между самими собой и окружающим миром, хотя эта гармония на самом деле мнимая;
  • Во-вторых, злоупотребляя алкоголем, человек сам приводит себя к непотребному состоянию – к маргинализации. Он практически полностью выходит за рамки нормальной жизни, может совершать необдуманные поступки, которые нередко заканчиваются преступлениями.

Социальные аспекты алкоголизма

Алкоголизм является одной из разновидностей наркотической зависимости. В его основе лежит как физическая, так и психическая зависимость от употребления алкоголя. К тому же, развивается он под воздействием одновременно двух групп факторов:

  1. Внешние факторы – воспитание человека, окружающая его среда, место проживания, традиции семьи, региона, наличие стрессовых ситуаций.
  2. Внутренние факторы – в целом наличие генетической предрасположенности человека к развитию в нем алкогольной зависимости (передается по наследству от матери или отца, если они оба в течение долгого времени употребляли алкоголь).

Отсюда и типология алкоголизма (в зависимости от перечисленных факторов). Первый тип алкоголизма развивается под влиянием обоих типов факторов, как внутренних, так и внешних.

Такой тип характеризуется в раннем, подростковом возрасте, протекает довольно тяжело, а касается преимущественно лиц мужского пола. Что касается второго типа алкоголизма, то он полностью зависит от генетической предрасположенности человека.

Начинается он уже в более зрелом возрасте, при этом не сопровождается агрессивным поведением или асоциальными наклонностями, скорее затрагивает физическое состояние больного.

Как мы уже отметили, алкоголизм – это не просто привычка человека. Это настоящая болезнь, которая требует медицинского вмешательства, а также работы с психологами. Развитие алкоголя происходит по трем основным фазам:

  • Первая фаза характеризуется опьянением человека, потерей памяти, затуманиванием сознания. Тем не менее, после совершенных действий он испытывает вину, но тяга к алкоголю сохраняется.
  • Вторая фаза – полная потеря контроля над собой и своим поведением после самого первого глотка. При этом человек пытается постоянно оправдать себя и свою тягу (тяжелые жизненные обстоятельства, потеря любимого).
  • Третья фаза – хроническая. Человек испытывает ежедневное похмелье, его личность постепенно распадается, он практически утрачивает память и способность к организации коммуникаций с другими людьми.

Профилактика очень важна. Необходимо информировать людей о том, какое пагубное воздействие оказывает алкоголь на каждую сферу их жизни. На сегодняшний день это отражается в широком спектре печатных изданий, а также данной проблеме посвящаются научные фильмы, телевизионные постановки, реклама.

Ответственность лежит и на образовательных учреждениях: в них сегодня ведется активная пропаганда здорового образа жизни, правильного питания. Строятся спортивные зады и площадки, закупается спортивный инвентарь. Нередко мы можем слышать такое выражение, как «Спорт – сила, спирт – могила».

Социологи также заинтересованы проблемой алкоголизма. Проводятся исследований причин его возникновения, статистика приверженцев к алкоголю, факторы его развития и возможности преодоления. Тем не менее, результаты крайне неутешительны: Россия является чуть ли не самой пьющей страной в мире.

По этой причине большое количество людей оказывается за чертой бедности, а мера, предпринимаемые государственными органами власти, не так действенны и развиты.

Поэтому очень важно начинать с малого: воспитания в рамках семьи, образовательных учреждений, демонстрация вреда алкоголя и иных средств, которые могут вызвать пагубную зависимость.

Алкоголизм — определение и причины возникновения

Алкоголизм — хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, в отсутствие лечения смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни — тело, психику, душу и социальную жизнь человека. Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет (т.е. не сможет выпивать малыми дозами). Насколько бы не был долог срок воздержания от алкоголя. Хорошая весть состоит в том, что ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ВОЗМОЖНО. Под ВЫЗДОРОВЛЕНИЕМ понимается отсутствие потребности употреблять алкоголь, а не просто трезвая жизнь.

Читайте также:  Сколько держится перегар: от пива, выветривается, запах алкоголя

Соответственно лечение алкоголизма заключается в том, чтобы человек научился жить вообще, не употребляя алкоголь, через изменения в био-психо-социо-духовных аспектов личности человека. 

Биологический аспект алкоголизма

Обследование алкогольных семей, их близких родственников, а так же усыновленных детей алкоголиков позволяют выдвинуть гипотезу о том, что биологический фактор играет определенную роль в образовании алкогольной зависимости.

Не подлежит сомнению, что наследуется биологическая предрасположенность (биохимическая основа), на почве которой может развиться болезненная зависимость. Проводимые исследования показали, что у 60% зависимых от психо-активных веществ (алкоголь, наркотики и др.психотропные препараты) лиц среди их ближайших родственников обнаружены случаи зависимости.

В последнее время появились научные исследования по определению генов, ответственных за предрасположенность к алкоголизму.

Различные реакции на алкоголь существуют из-за биохимических особенностей организма, и это связано с дифференциацией таких веществ, участвующих в расщеплении алкоголя, как энзимы ALDH. У одних эти энзимы «слабые», в результате чего алкоголь в организме расщепляется не по обычной схеме.

Социальный аспект алкоголизма

Широкое распространение проблем, связанных с алкоголем, неотделимо от обычаев и представлений общества об алкоголе, то есть, связано с культурой общества. Особую роль играет семейная обстановка, которая способна как увеличивать, так и уменьшать риск возникновения зависимости.

Отсюда столь существенно значение, которое приписывают так называемому, социальному наследству, состоящему в повторении во взрослой жизни норм и обычаев родительского дома.

Вместе с тем доказано, что алкоголики чаще всего вырастают в семьях, где один или оба родителя были алкоголиками, или же в семьях, где господствовало полное воздержание.

Этот факт можно интерпретировать с тем, что ни в одной из упомянутых семей не были знакомы с моделью культурного употребления алкоголя. Важную роль играет так же доступность алкоголя, т.е. его цена, возможность покупки.

Некоторые социальные предпосылки развития алкоголизма:

  • Употребление химических веществ (алкоголь, табак) — традиционно и легально. Употребление — социальная норма, не нормально не употреблять.
  • Неполная семья, нездоровая атмосфера в семье (даже в полной).
  • Частые переезды.
  • Зависимость в семье.
  • Доступность веществ.
  • Мода.
  • Реклама — не только прямая реклама алкогольных напитков, но и косвенная, например реклама обезболивающих — таблетка от боли.
  • Отсутствие четких жизненных ориентиров, разорванные поколения.
  • Нет позитивного примера — здоровой модели поведения.

Социальные проявления алкоголизма:

  • Изменение круга общения.
  • Общество отвергает алкоголиков и боится их.
  • Неинтересно и ненужно общество.
  • Отношения «ты мне — я тебе», манипуляции, обман.
  • Изоляция.
  • Потеря социальных навыков.
  • Окружающий мир воспринимается враждебно.
  • Потеря друзей, доверия.
  • Разрушение отношений в семье.
  • Потеря работы, учебы.
  • Преступления.

Психологический аспект алкогольной зависимости

Механизмы, обуславливающие поведение человека, тесно связаны с его личностными качествами. Это касается всех людей, в том числе и людей, страдающих алкоголизмом. Однако не все знают, что поведение алкоголика обусловлено его эмоциональной незрелостью.

Данные многочисленных исследований говорят, что агрессивное и порой антисоциальное поведение в детстве, может вылиться в алкоголизм во взрослом возрасте.

Некоторые ученые склонны рассматривать такое поведение как фактор повышенного риска проявления алкоголизма.

У эмоционально незрелых людей гораздо больше проблем, связанных с преодолением различных житейских трудностей. Для этого им часто необходимы «подпорки». Для одних такими подпорками могут быть лекарства, для других алкоголь, наркотики или азартные игры.

В начальном периоде алкоголь помогает, но вместе с тем одурманивает и даже тормозит созревание, то есть процесс нормального формирования личности.

Поэтому нередко среди алкоголиков можно встретить людей 40-50 лет, чьи эмоции мало чем отличаются от того, что можно наблюдать у детей.

По мнению многих ученых алкоголь рассматривается предрасположенными к зависимости людьми в качестве средства, помогающим им функционировать и уменьшать их «боль существования».

У этих лиц со временем вырабатывается механизм, так называемого, замкнутого круга.

По мере развития процесса зависимости алкоголь, являясь источником позитивного эмоционального состояния, начинает постепенно замещать, выталкивать все прежние источники этого состояния.

Некоторые психологические предпосылки к развитию алкоголизма:

  • Низкая или, наоборот, завышенная самооценка.
  • Сложности в общении.
  • Психологические комплексы.
  • Неумение справляться со своими чувствами.
  • Высокий уровень внутреннего напряжения, длительный стресс.
  • Склонность к рискованным ситуациям.

Проявления алкоголизма на психологическом уровне:

  • Тоннельное видение — все мысли прямо или косвенно сконцентрированы на употреблении.
  • Избирательная память — помнится хорошее, плохое забывается.
  • Скачущее эмоциональное состояние — от бесчувствия к крайне интенсивным чувствам.
  • Навязчивое желание употребить.
  • Провалы, ухудшение памяти.
  • Душевные страдания при отсутствии алкоголя.
  • Отрицание проблем, связанных с употреблением, самой болезни.
  • Нарушена причинно следственная связь.
  • Неспособность адекватно воспринимать реальность.
  • Ложь — даже там, где проще сказать правду.

Духовный аспект алкогольной зависимости

Духовность можно понимать как отношение к самому себе человека, окружающему его миру и людям, которое связано с качеством участия в жизни. Она является отражением эмоциональной активности и характера взаимосвязей с кем/чем-либо, кто/что является наиболее важным для нас; она касается ценностей и целей, смысла жизни, определяет стремление жить.

Основой духовности является свобода; сама духовность проявляется во взглядах, в миропонимании, действиях человека.

Алкоголизм — это болезнь души, поскольку по мере развития болезни алкоголь становится самым важным фактором в жизни, ее центром, на котором сосредоточено все внимание; при помощи алкоголя предпринимаются попытки справиться с тревогой, страхом, удовлетворить потребность в близости и доверии, чувство значимости, цели, смысла, ценности жизни. Некоторым людям алкоголь на время помогает заполнить вакуум в душе, в то же время они не замечают, что алкоголь вытесняет из их сознания значимые вещи, не дает проявиться природным талантам и дарованиям, увеличивая тем самым духовную пустоту.

Предпосылки к алкоголизму на духовном уровне:

  • Декларируется одно — в реальности другое. «Двойной стандарт», как следствие нравственная дезориентация. Позиция взрослых по отношению к ребенку «вот вырастешь, поступишь на работу… и так далее» — вот тогда начнется жизнь. Нет жизни в настоящем.
  • Ощущение бессмысленности жизни.
  • Отсутствие контакта с Высшей Силой, т.е. с Богом.
  • Искажение образа Высшей Силы.
  • Нет своего места в мире, потерянность.
  • Духовная пустота.
  • Скука.

Духовные последствия алкоголизма:

  • Саморазрушение.
  • Мысли или попытки суицида.
  • Потеря интереса к жизни.
  • Эгоцентризм.
  • Гнев на Бога.
  • Потеря нравственных ценностей, деградация личности.
  • Самоуничижение.

Лечение алкоголизма трудоемкий и длительный процесс, подразумевающий изменения по всем вышеперечисленным сферам жизни и выполнение рекомендаций, как и при любом другом хроническом заболевании.

Факторы, влияющие на формирование алкогольной зависимости | Клинический центр «Психиатрия – наркология»

Факторы, влияющие на формирование алкогольной зависимости

Существует несколько факторов, которые воздействуют на человека и играют определённую роль в формировании алкогольной зависимости. Такими факторами являются биологические,социальные,психологичские и духовные аспекты.

Биологический аспект болезни
 

Обследование алкогольных семей, их близких родственников, а так же усыновленных детей алкоголиков позволяют выдвинуть гипотезу о том, что биологический фактор играет определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Уже в 40 годах прошлого столетия были предприняты попытки выделить понятие «семейный алкоголизм», который проявляется у людей, чьи родственники злоупотребляли алкоголем.

Не подлежит сомнению, что наследуется биологическая предрасположенность (биохимическая основа), на почве которой может развиться болезненная зависимость. Проводимые исследования показали, что в 60 случаях из 100 родственники людей, зависимых от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие психотропные препараты) так же страдают какой-либо зависимостью.

В последнее время появились научные исследования по определению генов, ответственных за предрасположенность к алкоголизму. 

Легко заметить, что разные люди по-разному реагируют на прием алкоголя. Некоторые чувствуют себя прекрасно, у них поднимается настроение. У других наоборот — появляется головная боль, падает настроение, появляется сонливость.

Данные исследований показывают, что у 40-45% азиатов после употребления алкоголя наступает покраснение лица, тошнота, головная боль.

Разумеется, одни попытаются при помощи алкоголя вернуть состояние эйфории, другие постараются избежать повторной попытки.

Различные реакции на алкоголь зависят от биохимических особенностей организма, и это связано с дифференциацией веществ, участвующих в расщеплении алкоголя, таких как энзимы ALDH.

У одних эти энзимы «слабые», в результате чего алкоголь в организме расщепляется не по обычной схеме.

Ацетиловый альдегид (продукт распада алкоголя) метаболизируется не в полной мере, в результате чего при соединении с биогенными аминами образуются вещества (THBS,THIQ, SAL), играющие существенную роль в формировании алкогольной зависимости.

В США проводили эксперимент: подопытной группе обезьян вводили в организм THIQ. В результате из предложенного питья обезьяны выбирали алкоголь, а к воде даже и не притрагивались.

Следует так же отметить важный факт, что THIQ — героиноподобное соединение, которое остается на молекулярном уровне в центральной нервной системе на всю жизнь, даже в условиях отказа от алкоголя и других видов наркотиков.

После длительного периода воздержания THIQ выводится из организма лишь частично.

Это говорит о неизлечимости алкоголизма и объясняет тот факт, что даже после длительного воздержания от употребления алкоголя зависимые люди испытывают тягу к спиртному.

Социальный аспект

Широкое распространение проблем, связанных с алкоголем, неотделимо от обычаев и представлений общества об алкоголе, то есть связано с культурой общества.

Можно встретить общественные культуры, полностью отрицающие алкоголь (некоторые разновидности протестантизма в Европе и США, а так же ислам), культуры, в целом не одобряющие алкоголь, но терпимо относящихся к индивидуальным его приверженцам (Польша, Голландия), культуры, признающие потребление алкоголя, но в то же время строго контролирующие его распространение (еврейская культура), и так называемые «пьяные культуры» (Финляндия, Россия..).

Особую роль играет семейная обстановка, которая способна как увеличивать, так и уменьшать риск возникновения зависимости.

Отсюда столь существенно значение, которое приписывают так называемому социальному наследству, состоящему в повторении во взрослой жизни норм и обычаев родительского дома.

Вместе с тем доказано, что алкоголики чаще всего вырастают в семьях, где один или оба родителя были алкоголиками, или же в семьях, где господствовало полное воздержание.

Этот факт можно объяснить тем, что ни в одной из упомянутых семей не были знакомы с моделью культурного употребления алкоголя. Важную роль играет так же доступность алкоголя, то есть его цена, возможность покупки.

Классическим примером может служить Дания, где во время 1-й мировой войны водка подорожала в 10 раз, пиво — в 2 раза.

В результате потребление алкоголя на душу населения сократилось в 3 с лишним раза, количество случаев «белой горячки» уменьшилось в 13 раз, а число смертельных исходов, вызванных хроническим алкоголизмом — в 6 раз. Повышение цены на алкоголь в Швеции в 1956-57г.г. вызвало снижение его потребления на 25%.

Читайте также:  Безвредная доза алкоголя: миф и реальность

Данные опросов показали, что люди, злоупотребляющие алкоголем, и люди, страдающие алкогольной зависимостью, реагируют на повышение цен на алкоголь таким же образом, как и большинство нормально пьющих людей.

Результаты исследования говорят, что увеличение сети магазинов на 10% может вызвать рост потребления алкоголя на 1%. А уменьшение сети продаж на 1% влечет за собой уменьшение потребления алкоголя на 2,5%.

Следует отметить, что во времена «сухого закона » в США количество смертей из-за цирроза печени уменьшилось наполовину. Некоторые социальные предпосылки для распространения алкоголизма: Употребление химических веществ (алкоголь, табак) — традиционно и легально. Употребление — социальная норма, не нормально не употреблять. Неполная семья, нездоровая атмосфера в семье (даже в полной).
 

  • Частые переезды.
  • Наличие зависимость в семье.
  • Доступность веществ.
  • Мода.
  • Реклама — не только прямая реклама алкогольных напитков, но и косвенная, например реклама обезболивающих — таблетка от боли.
  • Отсутствие четких жизненных ориентиров, разорванная связь поколений.
  • Рядом нет позитивного взрослого — примера здоровой модели поведения.
  • Социальные проявления.
  • Изменение круга общения.
  • Общество отвергает наркоманов и боится их.
  • Неинтересно и ненужно общество.
  • Отношения «ты мне — я тебе», манипуляции, обман
  • Изоляция.
  • Потеря социальных навыков.
  • Окружающий мир воспринимается враждебно.
  • Потеря друзей, доверия.
  • Разрушение отношений в семье.
  • Потеря работы, учебы.
  • Преступления.

Психологический аспект

Механизмы, обуславливающие поведение человека, тесно связаны с его личностными качествами. Это касается всех людей, в том числе и алкоголиков. Однако не все знают, что поведение алкоголика обусловлено его эмоциональной незрелостью. Данные многочисленных исследований говорят, что агрессивное и порой антисоциальное поведение в детстве, может вылиться в алкоголизм во взрослом возрасте.

Некоторые ученые склонны рассматривать такое поведение как фактор повышенного риска проявления алкоголизма. Процесс созревания личности является равнодействующей внутренних и внешних факторов.

По этой причине нельзя рассматривать неровный ход его как проявление злых намерений или как вину эмоционально неразвитой личности.

У эмоционально незрелых людей гораздо больше проблем, связанных с преодолением различных житейских трудностей.

Для этого им часто необходимы «подпорки». Для одних такими подпорками могут быть лекарства, для других алкоголь, наркотики или азартные игры. В начальном периоде алкоголь помогает, но вместе с тем одурманивает и даже тормозит созревание, то есть процесс нормального формирования личности.

Поэтому нередко среди алкоголиков можно встретить людей 40-50 лет, чьи эмоции мало чем отличаются от тех, что можно наблюдать у детей. В алкогольную зависимость попадают люди из различных слоев общества, но, в конце концов, все они становятся чем-то похожими друг на друга.

Почти все жертвы алкогольной зависимости временами демонстрируют поведение, которое называется деструктивным и антисоциальным. Под постоянно возрастающим воздействием алкоголя они забывают о родительском или профессиональном долге.

Вот перечень некоторых черт, присущих зависимым людям: наряду с эмоциональной незрелостью имеют место чрезмерная зависимость, слабый иммунитет на фрустрацию, неумение выражать свои чувства, повышенная возбудимость в межличностных отношениях, чувство изолированности, пониженная или повышенная самооценка, стремление во всем быть лучшим, неадекватное отношение к авторитетам, чувство вины, жалости к себе и так далее. По мнению многих ученых алкоголь рассматривается предрасположенными к зависимости людьми в качестве средства, помогающего им функционировать и уменьшать «боль их существования». У этих лиц со временем вырабатывается механизм так называемого замкнутого круга. По мере развития процесса зависимости алкоголь, являясь источником позитивного эмоционального состояния, начинает постепенно замещать, выталкивать все прежние источники этого состояния.

Некоторые психологические предпосылки к заболеванию.

  • Низкая или, наоборот, завышенная самооценка.
  • Сложности в общении.
  • Психологические комплексы.
  • Неумение справляться со своими чувствами.
  • Высокий уровень внутреннего напряжения, длительный стресс.
  • Склонность к рискованным ситуациям.

Проявления болезни на психологическом уровне.

  • Тоннельное видение — все мысли прямо или косвенно сконцентрированы на употреблении.
  • Избирательная память — помнится хорошее, плохое забывается.
  • Скачущее эмоциональное состояние — от бесчувствия к крайне интенсивным чувствам.
  • Навязчивое желание употребить.
  • Провалы, ухудшение памяти.
  • Душевные страдания при отсутствии наркотика.
  • Отрицание проблем, связанных с употреблением алкоголя, отрицание самой болезни.
  • Нарушена причинно следственная связь.
  • Неспособность адекватно воспринимать реальность.
  • Ложь — даже там, где проще сказать правду.

Духовный аспект

Духовность можно понимать как отношение к самому себе человека, окружающему его миру и людям, котороесвязано с качеством участия в жизни. Она является отражением эмоциональной активности и характера взаимосвязей с кем (чем)-либо, кто(что) является наиболее важным для нас; она касается ценностей и целей, смысла жизни, определяет стремление жить.

По мнению профессора Тишнера основой духовности является свобода; сама духовность проявляется во взглядах, в миропонимании, действиях человека.

Алкоголизм — это болезнь души, поскольку по мере развития болезни алкоголь становится самым важным фактором в жизни, ее центром, на котором сосредоточено все внимание.

При помощи алкоголя предпринимаются попытки справиться с тревогой и страхом, удовлетворить потребность в близости и доверии, чувство значимости, цели, смысла, ценности жизни.

Некоторым людям алкоголь на время помогает заполнить вакуум в душе, при этом они не замечают, что алкоголь вытесняет из их сознания значимые вещи, не дает проявиться природным талантам и дарованиям, увеличивая тем самым духовную пустоту. Временное чувство силы, единства, дружбы исчезает вместе с окончанием действия алкоголя. Появляется все возрастающее чувство одиночества, избежать которого помогает очередная порция алкоголя.

Предпосылки к алкоголизму на духовном уровне. Декларируется одно — в реальности другое. «Двойной стандарт», как следствие нравственная дезориентация.

Позиция взрослых по отношению к ребенку «вот вырастешь,+поступишь на работу+. и так далее» — вот тогда начнется жизнь. Нет жизни в настоящем. Ощущение бессмысленности жизни. Отсутствие контакта с Высшей Силой. Искажение образа Высшей Силы. Нет своего места в мире, потерянность. Духовная пустота. Скука.

  • Духовные последствия алкоголизма:
  • Саморазрушение.
  • Мысли или попытки суицида.
  • Потеря интереса к жизни.
  • Эгоцентризм
  • Гнев на Бога.
  • Потеря нравственных ценностей, деградация личности.
  • Самоуничижение.

13.3. Социальные аспекты алкоголизма

В последние
десятилетия на основе доступности
спиртных напитков, алкогольных традиций
в нашем обществе и психологической
настроенности на потребление алкоголя
развивается алкоголизация населения.

Сложившаяся
ситуация несёт неисчислимые беды
обществу в целом и конкретно каждому
из нас. Известно, что хулиганство и
всякие преступления чаще совершают
люди, находящиеся в алкогольном или
наркотическом опьянении. Статистика
показывает, что в возрасте до 16 лет начал
употреблять спиртное каждый третий
убийца, каждый второй вор и грабитель.

Очень часто люди,
злоупотребляющие спиртным, являются
виновниками крупных аварий и катастроф
на предприятиях. Ежегодно значительное
число пожаров возникает также по вине
людей, находившихся в нетрезвом состоянии.

Виновниками
дорожно-транспортных аварий чаще всего
бывают люди злоупотребляющие алкоголем.
Так 78% лиц, погибших в автомобильных
катастрофах, находились в нетрезвом
состоянии. По вине пьяных водителей
получают увечья и даже гибнут ни в чём
не повинные люди.

Неисчислимые беды
алкоголь несёт семье. Страдают не только
жены мужей алкоголиков, но и дети.
Ежегодно из-за этого распадается более
50% семей. Распад семей ежегодно становится
трагедией для более 400 тысяч детей. В
последнее десятилетие растет число
женщин алкоголичек, а это ещё большее
зло, так как в этом случае дети часто
становятся сиротами.

В семьях, где пьют
родители, в 89% случаев дети рано приобщаются
к спиртным напиткам. Дети и подростки,
которые в раннем возрасте стали курить
и выпивать очень часто становятся
токсикоманами и наркоманами.

Сегодня проблема
алкоголизма детей и подростков, наряду
с наркоманией, стала одной из острых
проблем современности не только для
нашей страны. Это генетическая трагедия
человечества.

Для того, чтобы
изменить существующую опаснейшую
тенденцию алкоголизации нашего общества
надо, чтобы каждый из нас осознал, какую
опасность она представляет для каждого
человека, его семьи, общества.

В решении этой
проблемы очень многое зависит от
педагогов. Они призваны сеять в душах
«разумное, доброе, вечное».

Читайте также:  Зодак и алкоголь: совместимость, через сколько можно, последствия

13.4. Принципы антиалкогольного воспитания

Учитель должен
знать, что алкоголизм подростков
отличается от алкоголизма взрослых.
Если у взрослых тяга к вину проявляется
через несколько лет, то у подростка
может развиться в считанные недели.
Алкоголизм у молодых людей начинается
с катастрофически быстро нарастающей
деградации личности.

Для молодого
организма алкоголь опасен не только
возможностью заболеть алкоголизмом:
любое употребление алкоголя, сколь бы
«редким», «умеренным» или «культурным»
оно ни было, искажает или затрудняет
развитие личности подростка. Психика
подростка очень чувствительна к
наркотизации, которая, раз начавшись,
быстро становится ведущей потребностью
в жизни.

Она легко конкурирует с
социальными потребностями (в учёбе,
труде, духовном совершенствовании и
других), неминуемо вытесняя их, причем
задолго до возникновения у юноши
собственно алкоголизма. Начало
употребления алкоголя подростками –
явный признак ненормального развития
личности.

Здесь может быть две причины:
воспитание окружающими у подростка
некритического отношения к алкоголю
как к естественному компоненту жизни;
недостаточно сформированная у школьника
потребность в обучении, отчуждение от
школы.

Для организации
противоалкогольной работы учителю, как
и родителям, необходимо знать факторы
риска алкоголизма.

Способствует
приобщению подростка к алкоголю
незрелость личности. Подросток стремится
жить «по-взрослому», не имея для этого
ни опыта, ни знаний. Он еще плохо
ориентируется в различных образцах
социального поведения, не всегда выбирает
для подражания лучшее.

Педагогам
принадлежит основная роль в профилактике
и такого предрасполагающего фактора,
как нездоровая психологическая атмосфера
в школьном коллективе, классе (группировки,
частые конфликты, лидерство школьников
с антиучебными, антисоциальными
установками, начавших выпивать, разделение
класса на хорошо и плохо успевающих,
неприязнь и презрение первых по отношению
ко вторым). Все это приводит к разобщению
класса: школьники утрачивают интерес
к учебе, приобщаются к вину. Один из
факторов риска приобщения к вину –
отсутствие единой, общей для всего
педагогического коллектива школы
позиции трезвенничества.

Алкогольному
воспитанию способствует доброжелательное
отношение к алкоголю в семье. Нередко
еще в среде педагогов приходится слышать
мнение, что не следует слишком широко
и открыто вести разговоры о пагубном
влиянии алкоголя. Это ложное мнение.

Во-первых, практически все дети до 16 лет
пробовали спиртное, а во-вторых, подросткам
пойдет только на пользу, если они заранее
узнают, что по мировой статистике более
60% неполноценных детей рождаются от
родителей – любителей выпить и
алкоголиков, что настоящим мужчиной
становится не тот, кто, подражая
пьянице-отцу, смело опрокидывает стопку,
а в ком воля и твердое слово противостоят
дурному примеру. Необходимо создавать
обычаи трезвого образа жизни. Отказ от
рюмки по традиционным поводам: день
рождения, проводы в армию, свадьба,
первая получка или стипендия и т.д. –
потребует сначала немалого мужества,
но именно такой отказ и является наиболее
радикальным средством против пьянства.
Проводя беседу на антиалкогольную тему,
педагог должен быть готов к анализу
любого факта, который предложат учащиеся.
Совершенно недопустимо аргументировать
за трезвый образ жизни тем, что «вам
нельзя пить, потому что вы еще молоды».
Такой запрет унижает подростка, который
как раз спешит повзрослеть, усвоить
нормы взрослых. В профилактике
алкоголизации среди молодежи играют
определенную роль инспекции по делам
несовершеннолетних. Они работают с
неблагополучными детьми, родители
которых пьянствуют, не занимаются
воспитанием. В этой работе инспекции
участвуют педсоветы школы. Антиалкогольная
работа в школе требует умелого
использования всех возможностей урочного
и внеурочного времени, повседневной,
вдумчивой работы всего педагогического
коллектива школы. Учитель должен знать
особенности алкогольной ситуации как
в школе, так и в микрорайоне школы, в
семьях учащихся.

Наиболее плодотворной
антиалкогольная работа является в
младшем школьном и подростковом возрасте.
Если эту работу начать в 9-10 классах, то
она, как правило, не дает желаемого
результата.

Учителя 1-4 классов, знакомя
учащихся с Правилами для учащихся, дают
первую информацию о вреде алкоголя.
К.Д.

Ушинский утверждал, что задача
воспитания – формирование характера,
а характер складывается из прирожденных
наклонностей и приобретенных убеждений
и привычек.

Приобретение
привычки и есть тот процесс, в ходе
которого убеждения превращаются в
наклонности, а мысль переходит в дело.

Вырабатывая у школьников трезвеннические
привычки, учитель должен предоставить
ученикам возможность самим оценивать
свои действия и поступки.

Воспитание
трезвости у учащихся 5-7 классов имеет
свою специфику, так как начинается
предметное обучение и возникает
возможность для учителя расширить
антиалкогольное воздействие, вырабатывая
у детей отрицательное отношение к
алкоголю.

В 8-9 классах
антиалкогольная работа углубляется,
учащиеся шире знакомятся с историей
вопроса, с нравственными категориями.
Подростки проявляют большую социальную
активность: у них повышается интерес и
к вопросам алкоголя.

Антиалкогольное
воздействие будет более эффективным,
если будет опираться на значимые для
этого периода жизни ценностные ориентации
подростка. В старшем школьном возрасте
(10-11 кл.) происходит нравственное
становление личности, закрепляются
трезвеннические убеждения.

Учителя
углубляют научную противоалкогольную
информацию.

Большую пользу
приносит изучение в школе основ
антиалкогольного законодательства.
Законодательством предусмотрены меры
предупреждения распространения
алкоголизма среди молодежи.

Родители,
подверженные пьянству, могут быть лишены
родительских прав, запрещена продажа
алкогольных напитков несовершеннолетним.
На родителей и других виновных в состоянии
опьянения несовершеннолетних накладывается
штраф.

Если до состояния опьянения
несовершеннолетнего довело лицо, от
которого он находится в служебной
зависимости, то на него накладывается
штраф, исправительные работы или лишение
свободы до 1 года.

Вовлечение
несовершеннолетнего в пьянство, то есть
систематическое доведение до состояния
опьянения, независимо от родственных
связей предусматривает лишение свободы
виновного сроком до 5 лет. Запрещен прием
несовершеннолетних на работу, связанную
с производством, хранением и торговлей
спиртными напитками.

На практике учитель
вместо того, чтобы найти правильный
подход к ученику, прибегает к угрозам,
наказаниям, в то время как должна
использоваться стимулирующая,
поощрительная сила положительных
примеров. Хороший способ, с помощью
которого можно повлиять на подростка,
— это говорить с ним не о том, чего хочет
добиться педагог, а о том, что волнует
подростка.

У любого мальчика или девочки
есть какие-то привязанности, склонности,
любимое занятие. Поэтому в беседе с
мальчиком, употребляющим спиртное, не
следует говорить ему о том, что он
поступает плохо, а лучше напомнить о
том, что алкоголь может стать серьёзным
препятствием для игры в хоккей или
футбол (если подросток увлекается
спортом), может ослабить мышечную силу.

Секрет успеха воспитателя часто
заключается в способности рассматривать
проблему или конфликтную ситуацию с
точки зрения подростка и разрешить её
как с учетом своих педагогических
интересов, так с учетом интересов
подростка. Понять подростка, а тем более
заставить расстаться со своими привычками
очень трудно.

И здесь педагогу может
помочь прием: делать для детей то, что
вам бы хотелось получить от них. Подросток
так же, как и педагог, хочет признания
и одобрения. Не следует начинать разговор
с подростками со слов: «А вот я тебе
сейчас докажу…» Это все равно, что
сказать: «Ты еще молод, а я умнее». Такие
беседы сразу же настраивают подростка
против педагога.

Лучше, если подросток
не предполагает, что учитель хочет в
чем-то переубедить, делать это надо
тонко, тактично.

Антиалкогольное
воспитание в школе складывается из ряда
взаимосвязанных этапов.

1 этап –
подготовительный:
анализируется обстановка в семье,
состояние правопорядка в микрорайоне,
изучаются потребности школьника.

2 этап –
непосредственное
планирование работы с учетом обстановки
и рекомендаций. При этом учитывают
особенности школы: материальная база,
педагогические кадры, возможности
родительского комитета.

3 этап – координация
действий с общественными организациями.

4 этап – контроль
за мероприятиями, подведение итогов на
педсовете.

Противоалкогольная
работа педагога начинается с ликвидации
факторов риска приобщения подростков
к вину. Изучаются семьи школьников.

В
результате учитель может заранее
предвидеть, кто из школьников может
стать «алкогольным» лидером среди
ребят. Вместе со школьным врачом учитель
выявляет отклонения в состоянии здоровья
школьников.

Для переориентации детей
с отрицательной направленностью возможны
различные способы воспитательного
воздействия: через лидера группы, через
шефа.

Взгляды на алкоголь
формируются у человека очень рано.
Опросы школьников (и дошкольников)
показывают, что у них уже есть определенная
система знаний и представлений о своем
«алкогольном» поведении в будущем,
формирующаяся под воздействием взрослых,
из наблюдений ребёнка за их «алкогольным
поведением».

Количество детей
как бы запрограмированных на последующее
приобщение к вину с возрастом увеличивается,
в итоге большая часть молодежи еще до
встречи с вином заранее как бы
психологически подготовлена к нему и
ждет его.

«Сознание наше и наша воля
должны постоянно стоять настороже
против дурной привычки, которая, залегши
в нашей нервной системе, подкарауливает
всякую минуту слабости, чтобы ею
воспользоваться», — как говорил
К.Д.Ушинский.

Привычка к пьянству не
исчезает механически, как результат
совершенствования объективных условий
жизни и повышения общей воспитанности
и культуры. Исторический и современный
опыт доказывает, что без специальных
мер против «пьянства и алкоголизма» их
искоренение затруднено.

Наибольшую
эффективность дает профилактическая
воспитательная работа с детьми и
подростками.

Профилактика
включает санитарное просвещение, а
также выявление групп повышенного
риска. Информационными каналами
санитарного просвещения служат лекции,
беседы, брошюры, популярные книги,
специальные телевизионные и радиопередачи,
кино- и видеофильмы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector