Социально-психологическое тестирование школьников на наркозависимость

Тестирование на наркотики введено в российских школах с 2014 года. По самым скромным подсчетам, его целевая аудитория — не менее 15 млн граждан.

Это примерно 6 млн школьников, начиная с 13-летнего возраста, 3-3,5 млн получающих начальное и среднее профессиональное образование  и около 6 млн студентов государственных вузов.

В стране просто нет достаточного количества медицинских организаций, имеющих лицензии на выполнение работ по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике», в которых в таком колоссальном объеме ежегодно могли бы проводить квалифицированные профилактические обследования врачи-наркологи с применением химико-токсилогического исследования. Нет соответствующего лабораторного оборудования и такого количества врачей психиатров-наркологов. К тому же более 20 лет назад Минздравом России были ликвидированы такие специальности, как «детская и подростковая психиатрия и психотерапия», указывает заведующая лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, профессор Ирина Рапопорт в статье, направленной в редакцию «МВ». В ее соавторах значится врач психиатр, доктор медицинских наук по психиатрии и гигиене ННПЗД Владимир Чубаровский

К тому же, как считают специалисты по школьной медицине, ничего не известно о социально-психологическом тестировании, позволяющем отобрать образовательные организации для указанных осмотров, непонятно, кто, где, когда апробировал эту методику и доказал ее информативность. Неясна функция декларируемой в приказе добровольности тестов.

Ведь де-факто добровольность обследования нивелирует саму идею массового тестирования, так как школьник, который употребляет наркотики, скорее всего, и от тестирования откажется.

И даже если такой ребенок выявлен и направлен в медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь, можно предложить, что и от предлагаемого лечения он откажется тоже. «Подростковые врачи-специалисты прекрасно знают, что значительная часть лиц с наркозависимостью не считают себя больными и не желают лечиться. Это же касается и молодежи.

Обеспокоенные родители панически боятся социальных последствий обращения в наркологический диспансер, так как это может отразиться  на дальнейшей судьбе их ребенка», — уверяют авторы статьи. 

Не пускать на самотек

Но в Минздраве считают: нападки на тестирование не обоснованы и пользу оно приносит немалую.

Как рассказал «МВ» главный внештатный специалист-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн, если пять-шесть лет назад в школах примерно 10-15% старшеклассников имели опыт употребления наркотиков, сейчас — 1-3%. И дело не только в профилактике.

«Должен быть какой-то социальный прессинг на эту подростковую популяцию, чтобы они не прикасались к наркотикам, и тестирование играет тут позитивную роль. Если это пустить на самотек, положительные пробы опять возрастут», — уверен Евгений Брюн.

При этом процент отказавшихся от тестирования, по его данным, тоже снижается. Если несколько лет назад отказывались 20-25%, то сейчас примерно 10%. Это тоже косвенно говорит о том, что снижается потребление именно в этой группе населения.

Ежегодно в Москве проходят тестирование на наркотики порядка 80 тысяч детей. Положительные пробы выявляются примерно у 0,7-3%.

В группе школьников, которые попадают под наблюдение комиссии по делам несовершеннолетних, процент положительных проб многократно выше — 15-16%. 

Такие обследования должны проводиться на лабораторном оборудовании, а не на основе диагностических тест-полосок

Основатель фонда «Город без наркотиков», мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман также считает, что смысл в тестировании есть. Он вообще предлагает включить обследование у нарколога в форму 086. «Если мы называем наркоманию болезнью, надо признавать, что это чрезвычайно заразное заболевание.

Никто ведь не считает принудительным и унизительным регулярно сдавать кровь, проходить  флюорографию», — говорит Евгений Ройзман. За последний год в Екатеринбурге смертность от передозировок увеличилась вдвое. В целом по стране этот показатель тоже растет.

Правда, известный борец с наркотиками оговаривается, что такие обследования должны проводиться на нормальном лабораторном оборудовании, а не на основе диагностических тест-полосок, как сейчас.   

Но, как выяснилось, в отношении целесообразности тестов нет единства мнений даже в среде профессиональных наркологов.

Например, директор Национального научного центра  наркологии Минздрава РФ Евгения Кошкина считает, что тестирование оправдано только в учебных заведениях, которые осуществляют подготовку специалистов в профессиях, связанных с риском.

А все остальное – неоправданные затраты. Некоторые видные специалисты вообще отказались от комментариев, пояснив, что их позиция расходится с официальной позицией их руководства. 

Дорогу психологам 

Как считает директор Института наркологического здоровья нации, один из самых известных специалистов в области детской наркомании Олег Зыков, в данном вопросе пора смещать акцент с повального тестирования на социально-психологическую работу.

И уже только после определения групп риска – тестировать с использованием биологических сред. «И федеральной закон, и дальнейшие подзаконные акты, и приказы Минздрава не предполагали, что все будет сведено к сбору биологических сред и тестированию.

Планировалось, что сначала путем социально-психологических подходов будут выявляться группы риска и затем только в отношении них возможно тестирование биологических сред. Но в какой-то момент это все извратилось.

Понятно, что заниматься социально-психологическим тестированием сложно и трудоемко. Гораздо проще собрать мочу у детей», — поясняет он.

Эксперт убежден: в действующей модели диагностики затронуты интересы крупных фармкомпаний – производителей тест-полосок, которым выгодны массовые тесты. Отсюда и мощная кампания в защиту тестирования.

Директор Федерального методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский считает, что необходим серьезный научный анализ, чтобы убедить общество в целесообразности таких затрат. Сейчас же такого анализа в открытых источниках не представлено.

Евгений Брюн в разговоре с «МВ» от вопросов на финансовые темы уклонился. По его словам, эти расходы оплачивают региональные бюджеты, и у него нет данных о картине в целом.

Массовый сбор мочи у детей можно объяснить желанием потратить деньги и нажиться на этом. Но вместо профилактики употребления наркотиков мы получаем их пропаганду

Как полагают авторы анализа из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, решение проблемы должно заключаться в усилении санитарного просвещения детей, подростков и молодежи и проведении воспитательной работы в образовательных и общественных организациях. Ну и, конечно, в просвещении детей через СМИ.

В создании широкой сети кабинетов наркологической помощи, где подросток или молодой человек мог бы анонимно получить консультацию, а при необходимости и лечебную помощь. Например, есть положительный опыт оказания такой помощи детям в так называемых клиниках, дружественных к молодежи. Но таких — единицы.

«Простой здравый смысл демонстрирует всю нелепость массового сбора мочи у детей с непонятными целями. То есть, если цель потратить деньги, и нажиться при этом, это понятно.

Но вот цели профилактики употребления наркотиков там нет, наоборот, есть обратный результат,  практически пропаганда их употребления», — отмечает Олег Зыков, поясняя, что речь идет о повышенном привлечении ненужного внимания детей к данной проблеме. 

По его мнению, нужно больше работать над созданием психологических служб в школах, которые могли бы адресно работать с детьми в трудной жизненной ситуации.

Позитивный опыт решения таких вопросов есть в одном из районов Санкт-Петербурга, где возглавляемым им учреждением проводился такой эксперимент по работе с детьми в школах.

«Мы же хорошо понимаем, что употребление наркотиков, так же как и детские суициды, — это не самостоятельная проблема. Надо искать первопричины, а для этого необходимо оценить риски и возможности их преодоления», — отмечает он.

Но один весомый аргумент в пользу массовых тестов все же имеется. Этот тот факт, что наркозависимость на ранних стадиях гораздо легче поддается лечению, а значит, у некоторого небольшого процента школьников, которые свалились в эту яму по глупости, немного больше шансов выплыть.  

Обязательное тестирование школьников на наркотики названо противоречащим сразу нескольким законам — МК

Замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов поделился с общественностью очередной шокирующей инициативой, которая непременно станет одной из самых горячих тем в родительских чатах.

Народный избранник заявил, что в Госдуме в ближайшее время обсудят вопрос о введении в школах обязательного тестирования детей на наркотики и психические отклонения.

По его мнению, такие меры помогут избежать многих случаев насилия в школе.

Напомним, что в российских школах такое тестирование уже проводят, но только с официального согласия законных представителей ребенка. Как известно, далеко не все папы и мамы относятся к этой практике положительно.

Так вот, по мнению Милонова, родители, которые против, пытаются скрыть возможную проблему и боятся, что у их ребенка что-то выявят.

«А чего бояться? Тут не бояться надо, в этом возрасте еще можно спасти человека», — уверен народный избранник.

Читайте также:  Кодеиновая зависимость – симптомы, лечение

— На самом деле эта тема с завидной регулярностью поднимается год от года в течение не одного десятка лет, но никаких решений не принимается, — пояснил «МК» председатель комитета Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. — Пора бы уже определиться, либо вводить обязательное тестирование, либо не вводить, а не заниматься пустыми разговорами.

— Вы считаете, что такое тестирование необходимо?

— Проблема нарастает как снежный ком — среди детей все больше и больше наркозависимых, и система образования — тот уникальный инструмент, который мог бы сыграть существенную роль в профилактической работе. Мы до сих пор как государство и как родители не знаем масштабов катастрофы.

Глобальных исследований на эту тему не проводится, и ситуацию в целом по стране не знает никто, включая чиновников. Это серьезная проблема, и подойти к ней стоило бы основательно и серьезно. Однако политики никак не могут принять это волевое решение.

Но делать это нужно, безусловно, с учетом мнения экспертного сообщества, и прежде всего родителей. Вопрос очень тонкий, и все зависит от того механизма, с помощью которого эту инициативу можно было бы прописать в законодательстве.

Плюс это немалые деньги, которые можно было бы потратить на не менее важные задачи — например, организацию здорового питания школьников.

— А как, на ваш взгляд, на обязательное тестирование отреагируют родители?

— Считаю, что семья, которая заинтересована в здоровье детей и за них переживает, идею поддержит. Если, конечно, это будет сделано грамотно, деликатно, если родители не будут нести дополнительных финансовых расходов, если психика будет защищена и соблюдена анонимность.

Виктор Панин отметил, что тестирование на наркотики необходимо проводить именно в виде медицинских анализов. А тесты наподобие ЕГЭ в данном случае верной картины не покажут, ведь у ребенка очень подвижная психика, он может запутаться в вопросах, растеряться при ответе, а ведь ярлык «наркомана» потом может серьезно отразиться на детской психике и даже привести к суицидальным мыслям.

Возможно ли вообще внедрить обязательное тестирование школьников в рамках нашего законодательства, «МК» объяснил эксперт.

— Подобная идея — это попытка полного попрания прав детей и родителей, абсолютно недопустимая инициатива, — считает кандидат юридических наук, адвокат Михаил Боровский. — Такая опция, как психологическая помощь в школе, — это нормально, информирование о вреде наркотиков — это тоже нормально. Но любого рода вмешательство без учета мнения родителей незаконно и антиконституционно.

— Но если речь идет об обсуждении в Госдуме, значит, возможно подвести эту инициативу под какие-то юридические рамки?

— Обсуждать депутаты могут все что угодно — как индивидуально, так и в комитетах, но эта идея настолько противоречит основам нашего законодательства, что я уверен: здравый смысл возобладает.

Боровский поясняет, что введение такого тестирования нарушает статьи Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Например, ст. 4 (принципы), ст. 5 (соблюдение прав граждан), ст.

20 (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства), ст. 65 (медицинское освидетельствование).

Также в случае реализации этой идеи будут нарушены статья 4 (добровольность) и статья 8 (запрет требовать сведения о психическом здоровье) закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

— По сути, эта инициатива противоречит практически любой статье, так что пришлось бы вообще отменять эти законы как таковые, — добавляет эксперт.

— Вообще же по закону участник ДТП имеет право отказаться от медосвидетельствования, даже подозреваемого в преступлении можно отправлять на медэкспертизу только по решению суда, а мы хотим без решения суда тестировать не преступников, а наших детей! Это выходит за все юридические рамки, за наши базовые статьи закона.

О том, как проводится такое тестирование на добровольной основе, «МК» рассказала девятиклассница одной из московских школ София:

— В этом году участвовало примерно две трети нашего класса. При тестировании на наркотики нам дали баночки для мочи и отправили в туалет. Затем мы по двое-трое заходили в класс, где сидели несколько незнакомых нам человек.

Каждому ученику задают несколько вопросов — например, пробовал ли ты курить, не принимал ли перед тестированием каких-то лекарств. Что касается анализа, то при тебе опускают в твою баночку тест-полоску и она сразу показывает результат.

Одна девочка у нас отказалась сдавать мочу, к тому же она призналась, что пробовала айкос, так к ней сразу подскочили и устроили настоящий допрос. Мы с ребятами так смеялись!

А вот вопросы тестирования на психологическую устойчивость, которое проводили на компьютерах, ввели ребят в замешательство.

— На вопрос: «Вы предпочитаете бурную и опасную жизнь или спокойную и безопасную?» — я не знала, что ответить. «Опасная» — это какая? Пробежать пешком по МКАД или прийти на контрольную, не подготовившись? Смутил и вопрос: «Вы любите риск?».

Ведь у каждого человека свои особенности характера… В итоге нам с ребятами приходилось отвечать не так, как мы думаем на самом деле, а так, чтобы в психи не записали. Думаю, эти тесты требуют серьезной доработки.

К тому же в этом году они были точь-в-точь такие же, как и в прошлом.

Аналитическая справка результатов социально-психологического тестирования на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающихся

  • Аналитическая справка
  • результатов социально-психологического тестирования на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающихся 7-9 классов МКОУ ООШ №6
  • в 2019 – 2020 учебном году.
  • На основании приказа ОО АТМР № 405 от 03 сентября 2019 года «Об организации проведения социально-психологического тестирования обучающихся Труновского района» было проведено анонимное социально — психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Участниками тестирования стали обучающиеся 7-9-х классов. Данные категории обучающихся выделены в силу возрастных особенностей старшего подросткового и раннего юношеского возраста, которые связаны с повышенным стремлением к рискованному поведению, поиску новых впечатлений, зависимости от группы сверстников.

  1. Всего в тестировании приняли участие 139 учащихся.
  2. Данная методика представляет собой набор психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к проявлению отдельных форм отклоняющегося поведения, в том числе к употреблению психоактивных веществ.
  3. Что конкретно измеряет данный методический комплекс?
  4. Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:
  • некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;
  • особенности стратегий при решении жизненных проблем;
  • особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.
    • Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?
    • Насколько он сам способен управлять своим поведением?
    • Насколько он может контролировать свои эмоции?
    • Склонен ли школьник к каким- либо зависимостям?
    • Склонен ли школьник к рискованному поведению?
    • Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?
    • Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?
    • Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?
    • Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?
    • Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?

Первый блок позволяет получить ответы на следующие вопросы:

Второй блок характеризует отношения с «мамой или другим близким человеком» с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:

  • Принимать его таким, какой он есть;
  • Сопереживать и сочувствовать ему;
  • Быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.

Помимо этого, тест в целом дает понять, насколько между матерью и ребенком присутствует взаимопонимание.

Обработка и анализ методики ведется в следующих направлениях:

  • Критерии потенциальной группы риска при склонности к защитной стратегии в ответах (по шкале контроля эмоций) – 8 критериев. Наличие 3-х = группа риска.
  • Выявление потенциальной группы риска при склонности к признанию трудностей контроля эмоций – 5 критериев. Наличие 3-х = группа риска.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Обязательно ли проходить тестирование на наркотики в школе

В школе от детей требуют пройти проверку на употребление наркотиков. Законно ли это? Могут ли заставить? Что будет если отказаться? Что будет с учеником, если тест будет положительным?

Обязательно ли прохождение наркотестирования в школе?

Человек имеет право на личную неприкосновенность. Проведение любых обследований, будь то обследования медицинские или психологические, возможно исключительно при наличии добровольного согласия.

Читайте также:  Как бороться с алкоголизмом самостоятельно: полезные советы

Необходимость получения добровольного согласия предусмотрена и законом об образовании, и законом об основах охраны здоровья граждан, и правовыми актами, которые определяют порядок наркотестирования школьников.

К сожалению, родители и школьники часто теряются в ситуации, когда такие исследования проводятся массово. Директор сказал — все встали и пошли сдавать анализы мочи за ширму.

Однако, несмотря на общественную значимость профилактики и раннего выявления зависимости от наркотиков, только родители принимают решение о том, должен ли их ребенок в 13 лет (тестирование проводится только с этого возраста) проходить такой тест.

После достижения 15 лет согласие на медицинское тестирование дает сам подросток.

Условия прохождения наркотестирования в школе

  • Психологическое тестирование и медицинское освидетельствование может проводиться только при наличии письменного информированного согласия родителей.
  • Процедура проведения медицинского освидетельствования должна проводиться лицом, которое имеет необходимую квалификацию, как правило, специалистом наркологом.
  • Процедура проведения наркотестирования должна соответствовать требованиям законодательства
  • Результаты тестирования могут быть переданы ТОЛЬКО родителям. Соблюдение врачебной тайны является обязательным.
  • Тестирование не должно проходить в условиях, которые унижают человеческое достоинство. За обеспечение условий конфиденциальности при проведении тестирования отвечает директор школы.
  • Незаконно проводить обследования без ведома родителей.
  • Незаконно проводить тестирование без письменного согласия родителя и без письменного согласия ребенка старше 15 лет.
  • Незаконно разглашать результаты тестирования третьим лицам, в том числе работникам школы.

Что будет, если результат окажется положительным?

Если по результатам химико- токсикологического исследования возникнет подозрение на употребление наркотических средств, учащегося направляют на повторное исследование в лабораторных условиях.

После подтверждения результатов врач-нарколог разъясняет результаты подростку и его родителям и дает направление в наркодиспансер.

Лечение не является принудительным, как и любая другая медицинская помощь, обращение в наркодиспансер возможно только при наличии согласия родителей.

Информация о результатах тестирования будет доступна только родителям и медицинским работникам, которые проводили исследование. Ни школьному врачу, ни администрации школы, ни правоохранительным органам эта информация не должна быть доступна. Директор школы и органы управления образования могут получить только информацию в цифрах, без указания фамилий.

Что делать, если процедура проведения явно нарушена?

В случае неправомерного разглашения результатов тестирования — родители имеют право обжаловать разглашение врачебной тайны и требовать компенсации причиненного морального вреда.

Правовые основания

  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Новые правила тестирования на наркотики в школе

Новые правила тестирования на наркотики в школе

В Указе говорится о том, что прохождение тестирования будет добровольным и анонимным. Учащиеся, достигшие 15 лет, будут давать письменное разрешение на эту процедуру сами. За более младших детей такое согласие необходимо дать родителям или законным представителям. До настоящего времени подобный указ был, но в нем нижняя планка возраста для тестирования не была указана.

Также предусмотрено, что тест может проводиться в электронном виде, в том числе дистанционно, а его результаты — храниться на электронных носителях без указания имени ученика. Главная цель этого тестирования — выявить склонность подростков к употреблению наркотиков и других психотропных веществ, алкоголя, табака.

Где будет проводиться процедура? Кто несет за нее ответственность?

Проводится тестирование в образовательных учреждениях. Администрация школы должна организовать сбор информированных согласий от школьников или их родителей, утвердить поименные списки детей, принимающих участие в мероприятии, создать специальную комиссию, материально-технические условия, составить расписание и обеспечить конфиденциальность.

В целом, для школ эта процедура не является новостью. Уже несколько лет подобное тестирование проводится среди учащихся. Теперь просто уточнили возраст участников. Однако во всем этом есть несколько НО…

Как сказано в документе, тестирование добровольное. Но при этом на школы сверху оказывается неофициальное давление, чтобы участие было стопроцентным. Тогда в ход идут различные манипуляции.

Если ученик или родители отказываются, то от них требуют пояснить причину отказа.

Идут в ход и такие приемы, как: «Если ваш ребенок не употребляет или не склонен к употреблению, то чего вы боитесь?» Иногда детям просто приказывают или давят на совесть. А порою представляют это просто как шутку.

Несколько слов о тестировании. Многие ученики жалуются на то, что вопросы построены очень странно. Особенное недоумение эти вопросы вызывают у тех, кто ничего никогда не употреблял. Иногда просто нет такого варианта ответа, который бы соответствовал поведению ребенка.

Казалось бы, что тут такого? Ну, прошел ученик это тестирование. Раз все анонимно и добровольно, то это ему ничем не грозит. Но все не так просто. После обработки результатов выявляются особо неблагонадежные классы, которые далее подвергаются химико-токсикологическому исследованию мочи на предмет наличия в ней наркотических средств и психотропных веществ.

При этом не важно, какие результаты показал каждый ребенок из «подозрительного» класса. Даже если один-два человека в классе склонны, то проверяются все дети. В школу приезжают сотрудники лаборатории, а администрация и учителя должны организовать так называемый сбор мочи.

Детей одного за другим снимают с уроков и заставляют проходить эту достаточно унизительную процедуру «писанья в баночку» в школьном туалете.

Сама по себе процедура сдачи анализов в школе, при всех, вызывает отвращение. Особое неприятие этого наблюдается у девочек, что и понятно. В 13 – 16 лет девочки-подростки очень уязвимы, стеснительны, подвержены комплексам, а их заставляют идти в общественный туалет с баночкой для мочи. Пусть этого не видят другие, но они же знают об этом!

Затем подтверждающие химико-токсикологические исследования направляются на идентификацию запрещенных веществ, если они были обнаружены, после чего специалисты разъясняют учащемуся либо родителю или опекуну (в зависимости от возраста учащегося) результаты обследования.

Если они были положительными, то подросток, при наличии информационного согласия, направляется на лечение. В любом случае, согласился ученик на лечение или нет, эти данные вносятся в его медицинские документы.

И мы все прекрасно понимаем, чем это чревато для ребенка в будущем.

С одной стороны, отказ о прохождении исследования никаких последствий для ребенка повлечь не может. С другой, зачастую отказавшихся подвергают сомнению или даже обвинениям в употреблении наркотиков. А если ученик или его родители отказались вовсе не из-за страха подтверждения зависимости, а наоборот, из-за уверенности в непогрешимости?

Это палка о двух концах. Дело, казалось бы, благое – успеть предупредить или остановить на ранних стадиях зависимость от алкоголя или наркотиков. Но все оборачивается, как всегда, принудиловкой, недоверием, унижением.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА»:https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5c33637b2fe7ad00aa0774b0

Тест на склонность детей к наркомании возмутил жителя Екатеринбурга. В нем есть ряд проблем

Екатеринбургских школьников решили тестировать на склонность к употреблению наркотиков. Не все родители поддержали такую инициативу, посчитав, что неверный ответ может поставить на ребенке клеймо и испортить ему жизнь. Нарколог отметил, что подобное тестирование, хоть и согласуется с законом об образовании, абсолютно бесполезно ввиду юного возраста школьников.

В гимназии № 161 Екатеринбурга отца ученика возмутило тестирование на наркотики. У родителей попросили согласие на опрос, который должен был выявить склонность ребенка к употреблению запрещенных веществ. Результаты тестирования школа собиралась передать в специализированные медицинские учреждения, сообщил сайт E1.ru.

Мужчина недоволен, что подобные данные о возможной склонности ребенка передаются наркологам и попадают в личное дело учащегося. Отец уточнил, что он никогда не возражал против медицинских анализов, которые показывали, употреблял ли ребенок запрещенные вещества. Но категорически против домыслов, которые также могут стать достоянием родительского совета.

По словам отца семиклассника, им разъяснили, что медицинские организации, в которые передадут данные тестов, «будут принимать меры, предупреждающие потенциальное употребление наркотиков». Кроме того, екатеринбуржец отметил, что на ребенка оказывали давление и утверждали, что отказ от тестирования отразится дальше на учебе в институте.

Тестирование согласно закону

В мэрии Екатеринбурга пояснили, что во всех городских школах, в том числе в гимназии № 161, ученикам и их родителям разъяснили правила проведения тестирования, назвав это «мотивационно-разъяснительной работой». В городском департаменте образования заявили, что школьника к тестированию не принуждали.

«30 сентября от родителя одного из учеников гимназии № 161 был получен официальный отказ от прохождения социально-психологического тестирования, и данный школьник тест не проходил. Вопрос принуждения ученика к прохождению социально-психологического тестирования не подтвердился», — пояснили чиновники.

Читайте также:  Лечение мигрени у мужчин

Они также уточнили, что в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании» в компетенцию образовательной организации входит организация социально-психологического тестирования учеников в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Опрос должен быть анонимным

Нарколог Олег Стеценко рассказал «360», что подобных тестов существует немало. Однако дело в том, что профиль зависимой личности формируется только к 19-20 годам. И в 10-14 лет нельзя сказать ничего определенного, особенно учитывая возрастные особенности, подростковые изменения.

«Считается, что такие исследования помогают оценить то, насколько охвачена молодежь поставками наркотиков. То есть это даже не вопрос востребованности наркотиков, а вопрос возможности их приобретения. Это важная статистика для полицейских служб, чтобы понимать, какие ресурсы выделять», — пояснил Олег Стеценко.

Нарколог подчеркнул, что такие опросы должны вестись анонимно. При этом эксперт пояснил, что бывают типы зависимых личностей, которые нуждаются в опьянении. Это могут быть не только наркотики, но и алкоголизм, экстремальные виды спорта, трудоголизм или все вместе. Рассказы о том, что наркоманы не пьют или алкоголики не колются, не более чем мифы.

«Для кого-то это своего рода эскапизм — попытка сбежать от действительности, избежать жизненных неприятностей и скуки.

У наркоманов есть шутка: „Когда я не принимал наркотики, была куча проблем, а теперь осталась всего одна“. Не вещество вызывает зависимость. Человек сам ищет что-то для изменения своего состояния.

Если он находит и ему это нравится, он соглашается жить в этом мире», — пояснил Олег Стеценко.

Реакция подростка может быть неожиданной

Психолог-консультант, семейный психолог Наталья Панфилова в разговоре с «360» отметила, что подростки очень чувствительны и взрослым нужно очень аккуратно подходить к подобным деликатным темам, соблюдая конфиденциальность. С одной стороны, за детьми нужно приглядывать, ограждая их от наркомании, но нельзя, чтобы подобная информация становилась публичной.

«Но есть вероятность того, что результат теста окажется неверным и это может оказаться чудовищной ошибкой. И публичное обсуждение может повлиять как в сторону того, что подросток одумается и перестанет это делать, как и в прямо противоположную, что приведет совершенно не к тому результату, который ожидают взрослые», — сказала Наталья Панфилова.

Социально-психологическое тестирование, направленное на профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

  • 7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Закон), вступающий в силу 5 декабря 2013 года и направленный на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
  • Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
  • – социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее — тестирование);
  • – профилактические медицинские осмотры обучающихся в специализированной медицинской организации.
  • Тестирование проходит непосредственно в школе в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования – оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

Цель тестирования  – выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками. Результаты тестирования направляются в органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, для принятия решения о проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Тестирование проводится анкетно-опросным методом. Ориентировочная длительность процедуры тестирования составляет до 45 минут.

Тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.

Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие).

Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя. Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфиденциальным: персональные данные вашего ребенка в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.

 Часто задаваемые вопросы о социально-психологическом тестировании (СПТ)

С какой целью проводится СПТ обучающихся?

СПТ позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.

СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению.

СПТ является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.

 

С какого возраста проводится СПТ?

В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя).

Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.

Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.

Совершенно не нужно давать согласие на участие подростка в СПТ обоим родителям, бабушкам, дедушкам и старшим братьям!

 

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?

В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

 

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным.Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.

) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.

Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации.

 

  1. Можно ли передать результаты СПТ третьим лица?
  2. Да, но только в том случае, если родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.
  3. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

 

СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества?

СПТ не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку!

СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

 

  • Уважаемые родители!
  • Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в СПТ.
  • Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?
  • ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление.
  • ДА – если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка.
  • ДА – если Вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах Ваших детей!

Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!!!

Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!! 

  1. Видеоролик для родителей «О важности участия в единой методике социально-психологического тестирования»
  2. https://youtu.be/a04PMgGdFcA
  3. Видеоролик для родителей «Профилактический медицинский осмотр» 
  4. https://youtu.be/42r4DzkekG4
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector