-
Онлайн профориентация Центры профориентации, оказывающие услуги удаленно. Обычно используются мессенджеры (Skype, Zoom и…
-
Профориентация взрослых Список центров, которые оказывают услуги профориентации взрослых и карьерного консультирования. Прохождение…
-
Профориентация школьников Профориентация поможет учащимся 5,6,7,8,9,10,11-х классов (школьникам, подросткам, старшеклассникам): выявить профессиональные склонности;…
-
Ранняя профориентация Ранняя профориентация проводится для учеников начальной школы
Центры профориентации проводят различные мероприятия для детей и взрослых, где рассказывают об особенностях той или иной профессии, организуют тестирование на профессию и психологическую консультацию.
Who Am I — это центр психологии, специалисты которого помогают клиентам ответить на главный вопрос «Кто Я?». Это достигается за счет применения инновационных методик выявления способностей, определения задатков и ресурсов конкретной…
Работает со школьниками 5-11 классов и студентами. Предлагает 9 тренинговых программ. Данный центр профориентации в Москве создан при поддержке МГУ «Гуманитарные технологии» в 1998 году.
В программе используются авторские сертифицированные методики,…
Центр психологии Self организован в 2003 года. В среднем, опыт сотрудников центра составляет 16 лет. В штате работают профессиональные психологи, которые проводят индивидуальные и семейные консультации с взрослыми и детьми.
Практически весь штат…
Центр профориентации в Москве предлагает индивидуальное консультирование детей и родителей: по выбору профессии, ознакомления с миром профессий, по выбору подходящего ВУЗа.
Центр помогает детям найти свой жизненный путь, выявить склонности и…
Психолог- профориентатор — о главных проблемах и стереотипах выбора профессии
В России люди не привыкли ходить к психологам. Это стереотип, который существует уже не одно десятилетие. Однако в последнее время, например, в вопросах выбора профессии, жители страны все чаще прибегают к помощи специалистов.
Психолог по профориентации поможет разобраться, как из миллиона вариантов выбрать несколько перспективных направлений работы, а также подскажет конкретный план развития по выбранным траекториям, исходя из собственных склонностей и желаний.
О том, почему выбирать профессию стоит заранее и как это сделать эффективно, ITMO.NEWS рассказала психолог отдела профориентации и работы с талантами Университета ИТМО Татьяна Климова.
Вместе с экспертом ищем ответ на вопрос: «Что делать, если на выборе профессии настаивают родители, а у вас есть собственная мечта?»
Обращаться к психологу не принято/бесполезно. Почему это не так?
Жители России нечасто обращаются за помощью к психологам. Лучшими советниками, как правило, для них становятся друзья и родственники. Но в последнее время ситуация начала меняться.
Свою роль сыграл тренд на профориентацию: проблема выбора профессии и осознанный подход к этой теме начал обсуждаться на самом высоком уровне, говорит Татьяна Климова.
Кроме того, появляется гораздо больше возможностей и способов, благодаря которым можно определить для себя несколько вариантов профессионального развития.
«Появилось больше свободы действий. Я все чаще вижу, что люди постепенно начинают доверять специалистам, обращаться за квалифицированной помощью и в принципе изучать этот вопрос. Последнее тоже очень важно», — говорит эксперт.
Другой сдерживающий фактор – неудачный опыт. Зачастую обращаться к специалистам по профориентации не спешат те, кто уже проходил ее один раз (например, в школе) и не вынес для себя ничего полезного. По словам Татьяны Климовой, уже столкнувшиеся с негативным опытом школьники, как правило, ожидают, что:
- а) кабинет специалиста по профориентации — это место, где с ними будут строго и формально разговаривать;
- б) профориентация — это просто сухой тест, после которого без объяснения выдадут результаты;
- в) профориентация в университете — это официально и очень серьезно, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем задать тот или иной вопрос.
Татьяна Климова
«Когда встреча назначается в университете, ребята, с одной стороны, хотят очень многое узнать, но с другой — боятся и очень часто стесняются спрашивать, потому что вуз в их понимании — это очень строгая, серьезная структура, пока незнакомая среда.
Поэтому на встречах я всегда сначала спрашиваю, был ли у ребят опыт профориентации раньше, почему они считают его неудачным и почему им не удалось вынести из него пользу, — продолжает Татьяна.
— В нашем случае влияние оказывает и сам университет: Университет ИТМО — неклассический вуз, это позволяет мне использовать в своей работе более творческий подход».
Чем могут помочь специалисты по профориентации
К специалисту по профориентации можно прийти, если вы не знаете, какую профессию выбрать, а также если вы просто хотите удостовериться в правильности своего выбора. При этом профориентацию недостаточно проходить онлайн – в таком случае все равно останутся вопросы, которые лучше прояснить при очной беседе со специалистом.
«Очень полезно получить взгляд со стороны: одно дело, когда вам что-либо говорят родители, другое — когда вы также получаете оценку специалиста, которая дается в соответствии с проверенными и отработанными методиками и сопровождается подробным объяснением, почему результат именно такой», — говорит Татьяна Климова.
Прежде чем прийти на очную беседу со специалистом по профориентации в Университете ИТМО, необходимо зайти на сайт ITMO.START.
Имея свой профиль на портале, посетитель может управлять им и получать всю необходимую информацию о профориентационных активностях вуза.
После регистрации участник может подать заявку на профориентацию, результаты которой помогут определиться с меганаправлением Университета ИТМО и узнать больше о своих склонностях и интересах.
После того, как посетитель портала отправил заявку на профориентационную консультацию (подробнее о том, как это сделать, можно почитать здесь), ему сначала приходит тест.
«Профориентация во многом похожа на собеседование на работу или процесс по составлению резюме. По сути, это шаг во взрослую жизнь, — рассказывает Татьяна Климова.
— Заполнение теста в среднем занимает полтора часа, после чего участник отправляет его мне с указанием, что он хочет прийти на консультацию, далее мы назначаем встречу. Эти шаги необходимы, чтобы исключить немотивированных участников.
Многие думают, что они просто посидят на консультации и все. Так не работает: в этот процесс действительно нужно вложить свое время и усилия, чтобы получить результат».
На очной консультации школьник знакомится с психологом, а также получает результаты теста с подробным пояснением. Беседа проходит индивидуально и длится около часа, а уже выйдя из кабинета психолога, школьник может поделиться ее результатами с родителями.
На консультации специалист по профориентации рассказывает школьнику про профессии, навыки, основы целеполагания, обсуждает, как справиться с большой загруженностью и определиться с приоритетами, а также рассказывает о возможностях Университета ИТМО, которые помогут развить те или иные склонности школьника и получить новые знания в интересной области.
По итогам беседы участник получает индивидуальное письмо, где прописываются возможности и ресурсы, которые он может посмотреть и изучить самостоятельно.
С какого возраста стоит начать проходить профориентацию
С 14 лет. Именно с этого возраста вопрос становится актуальным, школьники начинают предметно задумываться о будущей профессии и более осознанно планировать свою дальнейшую деятельность, отмечает эксперт.
При этом прийти на профориентационную консультацию в Университет ИТМО может как условный «чистый технарь», так и школьник, который понимает, что ему интереснее развиваться в гуманитарных направлениях или работать на стыке. В Университете ИТМО есть разные мегафакультеты, где могут найти свое применение люди с различными компетенциями.
Пять типичных проблем и как их можно решить
Школьники приходят к специалисту с комплексом вопросов: как выбрать направление, если вообще не представляешь, какие возможности есть вокруг, что нужно для развития своих способностей и так далее. Рассмотрим основные и разберемся, как в их решении может помочь профориентация.
Проблема 1: «На выборе профессии настаивают родители, а я хочу заниматься совсем другим»
Одним из условий профориентационной консультации является ее индивидуальный характер, поэтому на беседе со специалистом присутствует только школьник. Уже после этого психолог вместе со школьником проводит беседу с родителями, где обсуждает результаты. Причем в первую очередь слово дают ребенку, чтобы он смог обсудить с родителями то, что он узнал во время беседы со специалистом.
Как справляться с ситуацией, когда взгляды школьника и его родителей на будущую профессию не совпадают?
«В этой ситуации я сначала, безусловно, слушаю подростков, пытаюсь понять, что им интересно. Бывают так, что ребята хотят одно, а родители настаивают совершенно на другом. Например, подросток хочет быть предпринимателем, а родители настаивают на хим-био. Здесь всегда есть выход.
Необходимо выстроить путь, исходя из этих условий. Первое: можно получить образование на бакалавриате по тому направлению, что советуют родители и которое близко подростку, а в магистратуре сделать упор на развитие предпринимательских навыков.
Второе: ребята могут еще раз поговорить с родителями и объяснить, что они хотят.
Были случаи, когда с родителями разговаривала и я, потому что одно дело, когда родители общаются со школьником, относясь к нему как к ребенку, другое — когда они выслушивают экспертное мнение и начинают по-другому смотреть на точку зрения своего ребенка», — говорит Татьяна Климова.
Проблема 2: «Я точно знаю, что буду программистом: это не так сложно, популярно и зарплаты в IT самые высокие»
Нацеленность лишь на материальный результат и моду — тоже не лучший вариант. Важно понимать специфику работы, а также проверить — владеете ли вы на данный момент хотя бы минимальным уровнем навыков и знаний, которые необходимы для развития в этой области. И в принципе хотите ли работать над этим.
«Ко мне иногда приходят ребята, которые хотят быть программистами, потому что в этой сфере много денег, это популярно, там свободный график работы и так далее.
В этот момент я всегда задаю вопрос: “А какие языки программирования вы уже знаете?” Часто получаю ответ, что никаких. Желание не всегда соотносится с возможностями.
Если ты это действительно хочешь, отлично, теперь давай думать, какие действия помогут тебе достичь цели», — отмечает психолог.
Проблема 3: «Не могу выбрать конкретное направление: вокруг столько всего интересного»
Чаще всего к специалисту по профориентации приходят именно с этим вопросом. Поэтому более актуальная задача для психолога — не мотивировать учиться усерднее, а напротив — помочь разобраться школьникам, которые и так берут на себя много задач, какое направление им ближе всего.
«Ребята действительно много учатся, очень много успевают, но при этом совсем не слышат себя, не понимая, чего они на самом деле хотят. В этом случае особенно может помочь общение. Безусловно, есть очень много школьников, которые успешно развиваются в разных сферах, но при этом я никогда не ограничиваю их.
Задача профориентатора — не сказать “Иди только туда” или “Все, ты будешь строителем”. Мы всегда расписываем несколько вариантов событий, оставляя при этом свободу выбора. Профориентация — это не когда тебе называют профессию, после чего ты идешь и учишься на нее.
Это способ из миллиарда профессий определить несколько, из которых можно выбрать», — говорит специалист.
Проблема 4: «Хочу быть психологом, но не люблю людей»
В каждой профессии можно найти применение разным качествам. Именно поэтому с участниками профориентационных консультаций всегда обсуждаются индивидуальные особенности: любят ли они работать в коллективе или предпочитают самостоятельность, не боятся ли они многозадачности или хотят, чтобы все было по полочкам.
«Ко мне иногда приходят ребята, которые говорят, что любят психологию, но при этом не хотят общаться с людьми.
Что делать? Это значит, что подростку нужно идти не на психологию коммуникаций и в консультирование, а, например, в исследовательскую деятельность, где он сможет работать с базой данных, с цифрами, со статистикой.
Часто становится откровением, что даже в пределах одной профессии можно применить абсолютно разные, порой даже противоположные склонности. Это справедливо и в отношении программиста: кто-то исключительно пишет код, а кто-то управляет командой или выступает, как евангелист it-направления», — говорит Татьяна Климова.
Проблема 5: «Что если я сейчас сделаю неправильный выбор, а потом буду кусать локти всю жизнь?»
Профориентация позволяет снизить беспокойство. Далеко не все могут сделать в восьмом классе выбор на всю жизнь, и ничего страшного в этом нет. На консультации со специалистом лучше сконцентрироваться на собственных склонностях и актуальных интересах, и, исходя из этого, построить план на ближайшую перспективу.
Профориентацию рекомендуют проходить каждый год, если нет четкой определенности. Тогда будет возможность проследить за динамикой развития и увидеть новые стороны профессий.
Индивидуальное профориентационное консультирование
Профориентационное консультирование (в широком смысле) — консультирование, направленное на решение задач, связанных с профессиональным самоопределением, трудовым становлением и карьерным ростом клиента.
В узком смысле профориентационное консультирование разделяют на собственно профориентацию и карьерное консультирование. Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной (или учебно-профессиональной) деятельности.
Сюда относят: способствование выбору профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения, информирование о будущих карьерных перспективах и возможных местах работы специалистов выбранной области и др.
Карьерное консультирование связано с проблемами становления специалиста и особенностями прохождения профессионально-личностных кризисов, профессиональным ростом и поведением в рабочем пространстве и др.
По специфичности запроса и длительности проведения выделяют следующие виды профориентационного консультирования:
- — экспресс-консультации;
- — краткосрочные консультации;
- — длительные (глубинные) консультации. Экспресс-консультации наиболее распространены в школьной профориентационной практике, где на одного психолога приходятся 100 и более учащихся. Такая работа, проводимая в массовом масштабе, трудоемка и неэффективна. Только для 10% учащихся она несет значимую информацию, и то в основном для тех, кто хочет проверить адекватность своего выбора.
Экспресс-консультации включают в себя два основных этапа проведения: 1) диагностика способностей и мотивационно-личностной направленности учащихся и 2) выдача обратной связи по результатам диагностики.
Для ее проведения психологу необходимо иметь блок психодиагностических методик (валидных и надежных), прошедших апробацию в условиях профориентационной деятельности.
Среди таких методик можно назвать:
- — дифференциальный диагностический опрос Е. А. Климова;
- — «Перекресток» — активизирующий опросник И. С. Пряжникова;
- — «Профориентатор» — мультимедийный опросник А. Г. Шмелева.
По результатам диагностики каждый учащийся получает «профиль профессиональных предпочтений». Пример такого профиля приведен па рис. 9.2. На основе данного профиля психолог проводит информационно-разъяснительную беседу, которая включает:
- — обратную связь по результатам диагностики;
- — рекомендации по наиболее предпочтительным для учащегося направлениям его будущей профессиональной деятельности;
- — предоставление справочной информации о профессиональных учебных заведениях, требованиях к поступлению, вариантах досрочного поступления (например, через олимпиады) и т.п.;
- — о стратегиях поиска информации о мире профессии; иное.
Рис. 9.2. Пример фрагмента профиля профессиональных предпочтений, баллы
Время проведения экспресс-консультаций чаше всего не превышает 45—60 мин. Ее хорошо включать в состав длительной профориентационной программы на ее начальном этапе. При помощи экспресс-консультации можно задать направление деятельности участников программы, дать основные инструменты для самостоятельного анализа рынка профессий, способствовать первым шагам к самоопределению учащегося.
Краткосрочное профориентационное консультирование направлено на работу с конкретным запросом клиента. Запрос может варьироваться — от выбора направления будущей профессиональной деятельности до содействия в выборе учебного заведения в России и (или) за рубежом.
Краткосрочное профориентационное консультирование может включать в себя диагностический этап, проводимый при помощи тестовых опросников и (или) структурного интервью. Как и в случае экспресс-консультации психолог дает обратную связь по результатам диагностики, предоставляет справочную информацию об учебных заведениях и условиях поступления.
Отличительной особенностью является проведение специальной работы но формированию профессионального маршрута учащегося.
Основной задачей психолога является способствование самостоятельному и осознанному выбору подростка, формированию уверенного поведения в отношении поиска информации и подготовки к поступлению, чтобы намерение приобрести профессию переросло в четко выраженное представление о себе и о ней.
На проведение такой работы чаще всего не хватает одной встречи. Краткосрочное профориентационное консультирование обычно включает в себя три встречи. На первой выявляется основной запрос клиента, проводится первичная диагностика, определяется круг задач, с которыми будет проводиться работа, дается домашнее задание.
На второй — проверяется домашнее задание и проектируются этапы профессионального маршрута, обсуждаются и прописываются основные шаги, которые должен совершить клиент, дается домашнее задание по практическому применению материала, наработанного на второй консультации.
На третьей встрече проверяется домашнее задание, обсуждаются достижения клиента и корректируется его профессиональный маршрут.
Длительное профориентационное консультирование включает в себя в среднем от пяти до восьми встреч. Оно рекомендуется для подростков, находящихся на первом уровне самоопределения или вообще не имеющих представления о том, что такое мир профессий, с чего начать и как подойти к этому «страшному зверю».
Основными целями такой работы являются формирование мотивации и готовности к профессиональному выбору, актуализация профориентационных запросов, активизация поисково-познавательной активности и т.п.
Такая работа включает в себя несколько основных этапов и уровней: информационно-разъяснительный (или просветительский); информационно-поисковый; аналитический и собственно этап актуализации профессионального выбора (обобщающий).
При этом важно отметить, что переход на следующий уровень работы не предполагает полный уход от предыдущего (рис. 9.3). При нехватке информации консультант может прибегать, например, к информационно-разъяснительным формам работы.
Рис. 93. Этапы длительной профориентационной консультации
Информационно-разъяснительный этап. На этом этапе работы консультант в основном занимается просветительской деятельностью.
Его основная цель — создать у подростка «образ профессионального мира», дать представление о том где и как можно искать информацию о профессиях, наметить первые шаги действий, заинтересовать подростка и добиться первых самостоятельных вопросов. Начать беседу можно с простых вопросов:
- — Как у тебя дела?
- — Что бы ты хотел получить от наших встреч?
- — В чем, как ты думаешь, будут заключаться наши занятия?
- — Чье было решение обратиться к психологу?
Каждый из этих вопросов — повод начать беседу, посмотреть на реакцию ребенка (и его родителей, в случае, если он (а) пришел с ним), создать первичное представление об уровне готовности к профессиональному выбору.
В качестве основы для первичного рассказа про профессиональный мир можно взять любую классификацию (Е. А. Климова, Дж. Г. Холланда и др.). Беседа должна строиться как наводящий разговор. Описываются типы профессий, но примеры приводит сам клиент. Например, психолог рассказывает, что такое знаковые системы по классификации Е. А.
Климова, что является объектом работы специалиста, в чем заключается специфика его деятельности и т.д. А пот примеры профессий должен приводить сам подросток. Это поможет мобилизовать свои познавательные ресурсы и занять активную позицию в отношении своего профессионального выбора и всего профориентационного процесса.
Консультация, превращенная в лекцию, теряет свою эффективность в несколько раз. Монологическое сообщение воспринимается на должном уровне в среднем 7 мин. Затем уровень концентрации внимания (и соответственно качества восприятия информации) слушателя начинает падать.
Передача информации в форме диалога увеличивает время и качество ее восприятия.
Проведение диагностической процедуры па этом этапе не рекомендуется. Пока подросток еще не готов к принятию рекомендаций относительно выбора профессионального маршрута.
Предоставление такой информации только снизит уровень познавательной мотивации и интереса к поиску информации и актуализации самостоятельного выбора. Сделанный за клиента выбор чаще всего представляет для него незначительную ценность.
Решение о своей будущей профессиональной судьбе человек должен принимать сам. В противном случае это будет не его выбор.
В конце первичной консультации (и всех последующих консультаций) рекомендуется давать домашнее задание.
Если в процессе консультации удалось обозначить круг профессий, которые привлекают клиента (или точно не привлекают), то домашнее задание касается именно этого набора профессий, даже если большая часть из них впоследствии не будет выбрана. Главная цель — активизация поисковой активности клиента и актуализация интереса к миру профессий.
Информационно-поисковый этап. Встречи с клиентом на этом этапе работы посвящены анализу результатов домашнего задания и совместному поиску информации о мире выбранных профессий.
Для работы психологу понадобятся персональный компьютер и выход в Интернет, клиенту — ручка и несколько листов чистой бумаги по количеству выбранных профессиональный областей.
Основная задача — поиск и систематизация информации, благодаря которой клиент должен ответить для себя на следующие вопросы:
- — что? (Что это за профессия?);
- — как? (Как осуществляется профессиональная деятельность?);
- — где? (Где могут работать специалисты выбранного профиля?);
- — сколько? (Какова средняя заработная плата специалистов на разных ступенях карьерной лестницы?).
Перед началом поиска информации по профессии листок расчерчивается клиентом на пять равных частей по количеству вопросов плюс графа примечание, где фиксируются заинтересовавшие его сайты и другая полезная информация (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Пример разметки листа для поиска информации по профессии
В качестве домашнего задания клиенту необходимо провести анализ профессий — описать их преимущества и недостатки, но пока не делать выводы относительно того, подходит ему профессия или нет.
Домашнее задание является своеобразным переходом к следующему этапу работы — аналитическому.
Аналитический этап. В начале встречи рекомендуется провести диагностическое профориентационное тестирование, куда обязательно должны входить методики, направленные на диагностику ценностно-мотивационной сферы подростка. Результаты тестирования перед клиентом сразу не раскрываются.
Сначала обсуждаются домашнее задание, преимущества, недостатки и возможности, которые предоставляет та или иная профессия. Круг профессий, интересующих клиента, сужается. Обычно на этот этап консультационной работы уходит не меньше двух встреч. В начале второй встречи психолог совместно с клиентом обрабатывает данные тестирования и обсуждает его результаты.
Далее совместно с психологом подросток пытается ответить для себя на следующие вопросы:
- — куда? (Куда можно пойти учиться, какие варианты учебных заведений существуют?);
- — где? (Где найти информацию?);
- — что? (Что нужно сделать: какие первые шаги предпринять, для того чтобы определиться с учебным заведением?).
И если первые два вопроса подробно обсуждаются на консультации, то разработка ответа на третий вопрос дается подростку в виде домашнего задания.
Обобщающий этап. Целью обобщающего этапа является выделение от одного до трех профессиональных направлений (если этого не произошло ранее) и построение подробного профессионального маршрута.
Желательно, чтобы выбранные профессиональные области были смежными или хотя бы похожими по набору экзаменов, которые необходимо будет сдавать в рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Выбор большого количества разных предметов в качестве экзаменов по выбору значительно усложнит и утяжелит подготовку абитуриента.
На последних встречах подросток совместно с психологом подробно прописывает все шаги, которые ему еще необходимо будет предпринять, чтобы стать профессионалом в выбранной области (рис. 9.5).
Рис. 9.5. Фрагмент «дерева» профессионального маршрута:
Кем быть
Виктория Зорина
мать целеустремленного подростка
Профиль автора
Моя старшая дочь переходит в седьмой класс, но уже говорит о том, что хочет быть дизайнером, и даже выбрала вуз.
К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.
После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.
Я прошла 6 тестов самостоятельно и попросила дочь-семиклассницу сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.
Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.
Где пройти: Профориентатор
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 3900 Р
Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.
Тест может показаться слишком прямолинейным: по вариантам ответов сразу видно, к чему клонит автор. Кроме того, в ответах почти ничего нет о творчестве, но в результатах тестирования творчество есть.
Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.
Ребенок получает оценку девяти направлений деятельности по 10-балльной шкале
После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.
Где пройти: ПрофТест
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 290 Р
Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов.
Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического.
В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.
Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.
Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.
В отчете много подробностей о разных профессиональных склонностях
В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.
Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, эвент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться
Где пройти: Digital Human
Сколько времени займет: 40—50 минут
Сколько стоит: полный тест с краткой версией результатов — бесплатно, полный отчет — 3000 Р, полный отчет с консультацией — 5000 Р
Особенности теста. Опросник состоит из 14 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.
Полезно выявить профессии, которые точно интересуют или совсем не привлекают
Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста. Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.
Отчет довольно краткий, но некоторые выводы из него можно сделать
На сайте можно посмотреть пример полного отчета.
Тест выглядит необычно, варианты ответов учитывают современные профессии: например, разработчик или блогер.
Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.
Где пройти: Профилум
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация — 3900 Р
Особенности. Тест состоит из 12 вопросов и 5—7 вариантов ответа, можно выбрать несколько. На сайте может зарегистрироваться и взрослый, и ребенок.
Тест выглядит необычно, варианты ответов очень интересные. Для полноценного профориентирования его, конечно, не хватит, но определить способности ребенка можно.
Как выглядит отчет. Три сферы, в которых ребенок может быть успешен, — для каждой дается краткое описание. Система предложит записаться в кружки и пройти платное тестирование.
Мне отчет показался слишком кратким, так что тест лучше использовать как дополнение к другим
Результат ребенка. Дочь оказалась креатором, стратегом и коммуникатором. Другими словами, она любит создавать новое, умеет логически мыслить и общаться с людьми. Эти характеристики соответствуют реальности, так что тест вполне справедлив. Также ей предложили записаться в кружки по ИЗО, видеомонтажу и разработке мобильных приложений.
Где пройти: Учеба
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно
Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.
Мне этот тест понравился, вопросы хорошо продуманы. Но написан он слегка небрежно: встречаются пунктуационные ошибки и разные формулировки ответов там, где они могли бы быть одинаковыми.
Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.
В этом отчете нет красивых графиков, только рекомендуемые профессии
У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.
Результат ребенка. Дочери предложили профессии эвент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.
Где пройти: Профгид
Сколько времени потратит ребенок: 10—15 минут
Сколько стоит: тест из 52 вопросов с краткими результатами — бесплатно, тест из 300 вопросов с полным отчетом — 349 Р, консультация — 10 000 Р
Особенности. Большинство вопросов предполагают ответ «да» или «нет». Есть вопросы, где нужно выбрать один из 8—9 вариантов ответа: например, «Что бы вы хотели делать, создавая спектакль с друзьями?».
Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.
Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.
Как выглядит отчет. В бесплатном тесте оценивают 3 из 15 профилей: «Искусство», «Коммерция», «Коммуникативные практики». В каждом профиле указывают уровень интересов и способностей.
Из этого теста можно узнать о себе много нового
Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах.
Результат ребенка. Тест высоко оценил интерес дочери к искусству, а вот способности посчитал не очень высокими. Возможно, из-за того, что она проходила сокращенную версию теста. Средние способности к предпринимательству и хорошие навыки общения — это про нее.