Реабилитация после черепно мозговых травм

Реабилитация после черепно мозговых травм Реабилитация после черепно мозговых травм

  • ЧМТ. Симптомы
  • Реабилитационные курсы
  • Наши преимущества
  • Специалисты, которые работают с детьми
  • ЧМТ – это повреждение черепа и головного мозга.
  • Виды ЧМТ:
  • Родовая травма
  • Перелом черепа
  • Ушиб мозга

ЧМТ бывают легкие, средние и тяжелые.

Чаще всего черепно-мозговые травмы происходят у детей раннего возраста из-за нескоординированных движений и особенностей развития (большая голова, слабые кости черепа). Обычно ЧМТ возникают в результате травм, падений, ушибов, ударов, игр, спортивных занятий и т.д.

Если ваш ребенок ударился головой и на первый взгляд все хорошо, не стоит пренебрегать приемом врача. Стоит обратиться за помощью к профессионалам, чтобы удостовериться, что нет серьезных последствий.

При ударе головой и кажущемся благоприятном состоянии ребенка могут возникать серьезные повреждения, вплоть до инвалидности. Не вылеченные ЧМТ у детей могут приводить к задержке развития, проблемам со зрением, слухом, судорожным приступам, нарушениям, похожим на инсульт.

Симптомы:

  • Головокружения
  • Головная боль
  • Тошнота
  • Изменения в поведении (вялость, сонливость)
  • Кровоподтеки под глазами
  • Кровотечение из уха или носа
  • Измененный вид черепа

Прогноз реабилитации будет зависеть от того как быстро вы обратились к врачу после травмы. ЧМТ может являться причиной тяжелых неврологических и психических расстройств у детей, требующих длительного лечения и реабилитации. 

В клинике Альмадея занимаются реабилитацией детей с различной степенью тяжести черепно-мозговых травм.

Реабилитация после черепно мозговых травм

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ В КЛИНИКЕ АЛЬМАДЕЯ:

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ. Для обеспечения лучшего результата над решением проблемы пациента работают врачи нескольких специальностей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ. Работа по международным нормам с врачами реабилитационных специальностей: врач-реабилитолог, эрготерапевт, физический терапевт.

КОМАНДНАЯ РАБОТА. С пациентом работает мультидисциплинарная реабилитационная команда (МДРК). Врачи работают по согласованному плану.

Специалистами клиники разработаны курсовые программы реабилитации для детей всех возрастов по Международным стандартам.

Проведем углубленную диагностику:

  • двигательных нарушений (координация, баланс, психомоторный контроль и т.п.)
  • чувствительности
  • речи
  • когниции
  • нейропсихологического восприятия сенсорными системами
  • выявление неврологических нарушений
  1. Дадим прогноз абилитации (развития ребенка), определим коридор моторного развития, обозначим сроки появления определенных навыков, определим специалистов которые будут задействованы в реабилитации, назначим эффектиыне методики для конкретного случая, выясним нужны ли лекарства и дополнительные исследования. 
  2. Подберем подходящие ребенку методики и технические средства реабилитации или адаптации.
  3. В конце курса выдаем письменные рекомендации по развитию ребенка в необходимых областях и адаптации домашней среды + план занятий.
  4. Курс минимум: МДРК 2 + 17 приемов
  5. ЦЕНА: 48 750 руб.
  6. Курс расширенный:  МДРК 2 + 17 приемов + 3 консультации психолога для мамы.

ЦЕНА: 48 750 руб. + 7 050 руб. для мамы

* Более точный расчет курса возможн после проведения МДРК.

**Приведен пример курса. Офертой не является.

Проводим углубленную диагностику:

  • двигательных нарушений (координация, баланс, психомоторный контроль и т.п.)
  • чувствительности
  • речи
  • когниции
  • нейропсихологического восприятия сенсорными системами
  • выявления неврологических нарушений

По запросу родителей определяем цель и задачи, формируем индивидуальный план реабилитации.

  • В рамках плана обучаем новым паттернам движений (в зависимости от уровня нарушений это могут быть повороты, присаживание, ползанье, вставание, ходьба, работа с балансом и координацией, использование рук и т.п.).
  • Подбираем подходящую систему коммуникации.
  • Снижаем пассивность, выученную беспомощность, эмоциональную неустойчивость.
  • Снижаем боль и спастичность.
  • Разрабатываем программу профилактики развития контрактур.
  • Подберем подходящие ребенку методики и технические средства реабилитации или адаптации.
  • Обучаем простым формам самообслуживания (умывание, прием пищи и т.п.).
  • Подготавливаем базу для развития речи (работаем с дыханием, артикуляцией, звуками, чувствительностью рта.
  • В конце курса подводим итоги достижения цели и задач; выдаем письменные рекомендации по развитию ребенка в необходимых областях и адаптации домашней и школьной среды + план занятий дома.
  • Курс минимум:  МДРК 2 + 34 приема
  • ЦЕНА: 88 700 руб.
  • Курс расширенный:  МДРК 2 + 34 приема + 6 консультаций психолога для мамы

ЦЕНА: 86 350 руб. + 14 100 руб. для мамы

* Более точный расчет курса возможн после проведения МДРК.

**Приведен пример курса. Офертой не является.

Проводим углубленную диагностику:

  • двигательных нарушений (координация, баланс, психомоторный контроль и т.п.)
  • чувствительности
  • речи
  • когниции
  • нейропсихологического восприятия сенсорными системами
  • неврологических нарушений

По запросу родителей определяем цель и задачи, формируем индивидуальный план реабилитации.

  • В рамках плана расширяем и ставим новые двигательные навыки (в зависимости от уровня нарушений это могут быть повороты, присаживание, ползанье, вставание, ходьба, работа с балансом и координацией, использование рук и т.п.).
  • Подбираем подходящую систему коммуникации, в т.ч. альтернативную и дополнительную для невербальных детей.
  • Снижем пассивность, выученную беспомощность, эмоциональную неустойчивость.
  • Снижаем боль и спастичность.
  • Разрабатываем программу профилактики развития контрактур.
  • Подберем подходящие ребенку методики и технические средства реабилитации или адаптации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  • Работаем с речью: расширяем навыки речи до разговора или ставим простую речь, работаем с дыханием, артикуляцией, звукопроизношением, выговариванием, чувствительностью рта.
  • Обучаем простым и сложным формам самообслуживания (умывание, туалет, прием пищи, одевание, приготовление пищи, выполнение домашних заданий и т.п.).
  1. В конце курса даем письменные рекомендации по развитию ребенка в необходимых областях и адаптации домашней и школьной среды, разрабатываем домашнюю программу поддержки речевых, двигательных, навыков самообслуживания + план домашней реабилитации.
  2. Курс минимум:  МДРК 2 + 52 приема
  3. ЦЕНА: 131 000 руб.
  4. Курс расширенный:  МДРК 2 + 52 приема + 10 консультаций психолога для мамы

ЦЕНА: 131 000 руб. + 23 500 руб. для мамы

* Более точный расчет курса возможн после проведения МДРК.

**Приведен пример курса. Офертой не является..

Проводим углубленную диагностику:

  • двигательных нарушений (координация, баланс, психомоторный контроль и т.п.)
  • чувствительности
  • речи
  • когниции
  • нейропсихологического восприятия сенсорными системами
  • неврологических нарушений

По запросу родителей определяем цель и задачи, формируем индивидуальный план реабилитации.

  • В рамках плана расширяем и ставим новые двигательные навыки (в зависимости от уровня нарушений это могут быть повороты, присаживание, ползанье, вставание, ходьба, работа с балансом и координацией, использование рук и т.п.).
  • Подбираем подходящую систему коммуникации, в т.ч. альтернативную и дополнительную для невербальных детей.
  • Снижем пассивность, выученную беспомощность, эмоциональную неустойчивость.
  • Снижаем боль и спастичность.
  • Разрабатываем программу профилактики развития контрактур.
  • Подбираем подходящие ребенку методики и технические средства реабилитации или адаптации.
  • Обучаем простым и сложным формам самообслуживания (умывание, туалет, прием пищи, одевание, приготовление пищи, выполнение домашних заданий и т.п.).
  • Работаем с речью: расширяем навыки речи до разговора или ставим простую речь, работаем с дыханием, артикуляцией, звукопроизношением, выговариванием, чувствительностью рта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  • Готовим к посещению детского сада, школы, общественных мест – ставим начальные учебные навыки.
  • В конце курса даем письменные рекомендации по развитию ребенка в необходимых областях и адаптации домашней и школьной среды, разрабатываем домашнюю программу поддержки речевых, двигательных, навыков самообслуживания + план домашней реабилитации.
  • Курс минимум: МДРК 2 + 70 приемов
  • ЦЕНА: 173 300 руб.
  • Курс максимум: МДРК 2 + 70 приемов + 10 физиотерапий по необходимости

ЦЕНА: 173 300 руб. + 23 500 руб.  

* Более точный расчет курса возможн после проведения МДРК.

**Приведен пример курса. Офертой не является.

Все реабилитационные курсы начинаются с мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК). Основной принцип МДРК — работа разных специалистов по единому согласованному плану. 

В состав реабилитационной команды входят:

  • Врач реабилитолог (врач физической и реабилитационной медицины)
  • Лечебный педагог/педагог-психолог
  • Эрготерапевт
  • Нейропсихолог
  • Физический терапевт (специалист по движению)
  • Семейный психолог

На первой МДРК

Специалисты собирают сведения о запросе и потребностях родителей, состоянии здоровья ребенка, каждый специалист проводит экспресс-диагностику для того, чтобы вывести задачи и поставить общую с родителями цель. Определяем какие специалисты нужны ребенку, составляем план реабилитации.

На промежуточных МДРК

Происходит корректировка программы реабилитации, при необходимости смена методик и подходов. Уточнение цели и задач. Интеграция изменения запросов родителей в план реабилитации.

На финальной МДРК

Формировка пакета рекомендаций, заданий и упражнений. Оформление в журнал развития ребенка.

Реабилитация после черепно мозговых травм

  1. Врач ФРМ (реабилитолог) – проводит обследование неврологическое и ортопедическое, УЗИ суставов, подбор, отмена или замена лекарств, ботулинотерапия, определение потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах, рекомендации по питанию с учетом нагрузки на ребенка, рекомендации по физической нагрузке и безопасности в процессе реабилитации, физиопроцедуры при необходимости.
  2. Поведенческий психолог – выстраивает конструкции взаимодействия по правилам, умение договариваться, выбирать, ожидать; развивает навыки социальной коммуникации и взаимодействия в соответствии с правилами в семье, детском саду, школе, обучает родителей поддержанию навыков коммуникации.
  3. Нейропсихолог – проводит нейропсихологическое тестирование, дает рекомендации, задания, упражнения, проводит тренинги для развития памяти, внимания, внутренней речи.

Эрготерапевт – проводит диагностику работы рук, развивает точные движения рук, психомоторную координацию, выявляет причины ограничения самообслуживания, обучения, бытовой жизни, игры.

Адаптирует среду ребенка так, чтобы она стала развивающей и поддерживающей нужные навыки; проводит тренинги сенсорных систем, помогает справляться с аутостимуляциями.

Использует для работы эргоквартиру (полигон для отработки навыков самообслуживания), оборудование для сенсорной стимуляции, ортезы и адаптивные устройства.

Физический терапевт  – проводит диагностику моторного контроля, двигательных возможностей, координации, проводит растяжки — стрейч-тренинги, методики Экзартра, Нейрак, ПНФ, тренировки баланса, тренировки психомоторного контроля при ходьбе, обучает ходьбе, вставанию, присаживанию, ползанью и т.п. Использует тренировочную дорожку, подвесные системы, стол для Бобат, тренировочные платформы и пр.

Логопед

Реабилитация после черепно-мозговых травм | Реабилитация после травм головного мозга Воронеж — Сиена-Мед

  • Каждый год в результате черепно-мозговых травм в России десятки тысяч человек становятся инвалидами.
  • Черепно-мозговые травмы чаще всего возникают при дорожно-транспортных происшествиях, трагических инцидентах в быту и могут разрушить не только жизнь самого пострадавшего, но и жизнь родных и близких.
  • ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ Европейской клиники «Сиена-Мед» помогает пациентам, перенесших черепно-мозговую травму, добиться максимального восстановления утраченных функций и возвращения к нормальной жизни.
Читайте также:  Омепразол и алкоголь: совместимость, через сколько можно, последствия

Реабилитация после черепно мозговых травм

Реабилитация пациентов, перенесших черепно-мозговую травму, должна быть неотъемлемой частью лечебного процесса.

На первом этапе к основным задачам реабилитации при черепно-мозговых травмах относится:

  • Обучение новым навыкам
  • Переучивания навыков и способностей
  1. Адаптация к физическим, эмоциональным и социальным последствиям после черепно-мозговой травмы.
  2. Самое главное, помните, что раннее начало реабилитационных мероприятий после перенесенной черепно-мозговой травмы предотвращает глубокую инвалидизацию и возвращает человека к нормальной жизни.
  3. В клинике  в дальнейшем  также применяются современнейшие методы после травм  головного мозга:
  • миомеханотерапия
  • дефано-кинезио-модуляционное прграммирование по профессору Бройтингеру
  • когеррентация
  • противоконтрактурная программа
  • квази-частотная стимуляция центров Брока и Вернике
  • ТНЧ-терапия
  • 25 логотерапевтических программ для пациентов после травм головного мозга

Всего используется 52 метода реабилитации после  травм головного мозга.

Программа реабилитации осуществляется поэтапно:

  1. Неврологом и нейрохирургом
  2. Нейрологопедом
  3. Нейрофизиологом
  4. Нейрореабилитологом
  5. Коррекционным педагогом и  психологом
  • А отсутствие реабилитации после черепно-мозговой травмы обрекает пострадавшего и его близких на мучительное существование.
  • Специалисты ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ Европейской клиники «Сиена-Мед» используют все самые современные достижения медицины России и Германии.
  • Наши специалисты помогут вам добиться максимального уровня восстановления после перенесенной черепно-мозговой травмы.

Как восстановиться после сотрясения головного мозга?

Реабилитация после черепно мозговых травм

Сотрясение мозга — это лёгкая форма черепно-мозговой травмы, при которой нарушается работа нервной системы. Симптомы зависят от степени сотрясения и могут включать в себя:

  • Головную боль.
  • Потерю памяти.
  • Головокружение.
  • Проблемы со зрением и слухом.
  • Тошноту и рвоту.
  • Усталость.
  • Проблемы с координацией.
  • Расстройства сна.
  • Потерю сознания.

Реабилитацию после черепно-мозговой травмы разделяют на несколько периодов:

  1. Ранний. Период стационарного лечения. Длится от нескольких дней до 2 недель в зависимости от тяжести травмы. 
  2. Промежуточный. Длится от 2 до 6 месяцев. Функции организма и головного мозга постепенно восстанавливаются.
  3. Отдалённый. Полное восстановление организма после травмы или, наоборот, развитие осложнений. Этот период может длиться несколько лет.

Однако симптомы сотрясения мозга в большинстве случаев проходят в течение 7-10 дней, если следовать рекомендациям врача. Чтобы ускорить этот процесс и избежать осложнений, соблюдайте простые правила. 

• Уменьшите время за экранами. Яркий свет и перенапряжение глаз могут усугубить симптомы сотрясения. Постарайтесь проводить как можно меньше времени за компьютером и перед телевизором в первую неделю после травмы. 

• Ограничьте воздействие яркого света и шума. После сотрясения человек особенно чувствителен к изменениям окружающей среды. Громкие звуки и яркий свет могут провоцировать головную боль и тошноту. Врачи рекомендуют задергивать шторы и не использовать наушники.

• Соблюдайте постельный режим. Если вы хорошо себя чувствуете, это не значит, что можно вернуться к привычному образу жизни. Организму требуется время на восстановление. Воспользуйтесь им, чтобы выспаться, отдохнуть и уменьшить стресс.

• Правильно питайтесь. Обогатите рацион продуктами с высоким содержанием белка и омега-3 жирных кислот. Они помогут восстановить когнитивные функции. Белок содержится в мясе, бобах и орехах, а омега-3 — в морепродуктах и растительных маслах. 

Пейте много воды. Недостаток жидкости в организме приводит к проблемам с памятью и концентрацией, может ухудшить ваше состояние после черепно-мозговой травмы. О пользе воды для организма мы писали подробно в другой статье.

В зависимости от вашего состояния врач может назначить:

• Лекарственные препараты. Для восстановления кровообращения головного мозга, нервной системы и когнитивных функций. Например,«Энцетрон-СОЛОфарм» способствует восстановлению повреждённых мембран клеток, а«Эврин» улучшает метаболизм и оказывает ноотропное действие.

• Лечебная физкультура. После черепно-мозговой травмы пациенты соблюдают постельный режим, поэтому важно укрепить мышцы и суставы. Врач разработает индивидуальную программу тренировок в зависимости от тяжести травмы и общего состояния здоровья.

Физиотерапия. Её назначают не ранее, чем через 2-3 недели после травмы. Мозгу помогают быстрее восстановиться такие процедуры, как лазеротерапия, магнитотерапия и электрофорез.

Когнитивная реабилитация. После сотрясения у пациента могут быть проблемы с памятью, концентрацией и другими когнитивными функциями. Для их восстановления врачи рекомендуют интеллектуальные игры, тесты на внимание и запоминание. Могут также потребоваться сеансы логопедии для восстановления речи.  

• Психотерапия. Распространённое осложнение черепно-мозговой травмы — посткоммоционный синдром. Он может проявляться раздражительностью, апатией и изменениями характера. В этом случае необходима работа с психотерапевтом. 

Если вы сильно ударились головой, обязательно обратитесь к специалисту. Симптомы сотрясения могут проявиться не сразу, но приступить к лечению лучше на ранних стадиях. Однако большинство сотрясений проходят без осложнений. Уже через неделю-две после травмы пациенты чувствуют себя хорошо и могут вернуться к привычному образу жизни.

Источники: Concussion Recovery, Cognitive Remediation for Post-Concussion Syndrome, What to know about recovering from concussion, Physical Therapy Guide to Concussion, Rehabilitation of Concussion and Post-concussion Syndrome, Rehabilitation After Traumatic Brain Injury

После черепно-мозговых травм и нейрохирургических операций

Черепно-мозговые травмы занимают первое место среди всех травм (40%). Чаще всего от черепно-мозговых травм страдают участники ДТП: водители, пассажиры общественного транспорта, сбитые автотранспортом пешеходы. На втором месте по частоте возникновения — бытовые травмы: случайные падения, удары. Далее идут травмы, полученные на производстве, и спортивные.

Полученная за доли секунды черепно-мозговая травма нередко полностью меняет последующую жизнь человека, требует длительного лечения и разносторонней реабилитации.

Реабилитация после черепно мозговых травм

Что такое черепно-мозговая травма

  • Комплекс повреждений головного мозга, его оболочек, костей черепа, мягких тканей лица и головы — это и есть черепно-мозговая травма.
  • Существует несколько подходов к классификации черепно-мозговых травм.
  • По тяжести все черепно-мозговые травмы делят на 3 степени: легкую, средней тяжести и тяжелую.

По типу —  различают закрытую и открытую форму. Различие заключается в наличии или отсутствии нарушения целостности черепной коробки.

По характеру повреждения — сотрясение мозга, ушиб мозга (3 степени), диффузное аксональное повреждение, сдавление мозга.

Помимо этого, травма может быть первичной или вторичной, первой или повторной, изолированной или сочетанной с другими видами травм и повреждений. Далее мы перечислим основные виды повреждений, входящих в группу черепно-мозговых травм.

Сотрясение головного мозга

Этот вид черепно-мозговой травмы является самым распространенным и легким, когда повреждаются сосуды головного мозга. Структурных изменений в мозге после сотрясения нет, то есть ткани остаются неповреждёнными. Однако есть функциональные изменения: временные нарушения работы мозга на химическом уровне.

При сотрясении головного мозга возможна кратковременная потеря сознания, тошнота, рвота, сонливость и необычное поведение. В дальнейшем (через часы или даже дни) могут появиться проблемы с речью, равновесием, памятью, концентрацией внимания, реакцией, сном, зрением, изменения в настроении и поведении, возникнет повышенная чувствительность к свету и шуму.

Важно помнить, что, если вы получили удар по голове и потребовалось некоторое время, чтобы прийти в себя, обязательно нужно обратиться к врачу для диагностирования повреждений и их тяжести. В некоторых случаях бывает необходимо провести компьютерную или магнитно-резонансную томографию, чтобы исключить вероятность более серьёзных повреждений.

Единственным методом лечения в данном случае является соблюдение постельного режима в течение 7-10 суток. Никаких препаратов при этом не назначают. Как правило, сотрясение головного мозга проходит без последствий, реабилитация больному не требуется.

Ушиб головного мозга

Этот вид повреждения составляет 10-15% больных с черепно-мозговой травмой.

Ушиб мозга является крайне опасным состоянием и нередко сопровождается переломами костей черепа (мозгового и лицевого отдела), имеются существенные травматические повреждения ткани головного мозга, сосудов и нервов. Характеризуется потерей сознания, выраженной головной болью, нарушениями дыхательных функций и сбоем сердечного ритма.

В отличие от сотрясения головного мозга при ушибе состояние сознания пострадавшего претерпевает ряд изменений. Выделяют 7 степеней общего состояния сознания от ясного до коматозного.

Нередко после того как больной пришел в себя, он не помнит часть предшествующих событий. Часто наблюдается рвота, сильная головная боль.

При среднем и тяжелом ушибе головного мозга возможны нарушения сердечного и дыхательного ритма, речи, глотания, нарушения в мышечном тонусе и рефлексах, травматический отек мозга.

Вне зависимости от степени тяжести любой ушиб головного мозга требует срочной госпитализации.  В последующем часто возникает потребность в реабилитации, направленной на восстановление утраченных или сниженных функций, таких, как речь, память, глотание, работа со скелетной мускулатурой.

При диффузном аксональном повреждении мозга наступает длительная умеренная или глубокая кома. Ее продолжительность составляет от 3 до 13 дней. У большинства пострадавших наблюдается расстройство дыхательного ритма, различное расположение зрачков по горизонтали, непроизвольные движения зрачков, руки со свисающими кистями согнуты в локтях.

Читайте также:  Какие препараты используются при кодировании?

Сдавление головного мозга

Сдавление головного мозга — это жизненно опасное состояние, когда в полости черепа появляются различного вида гематомы. Нередко оно возникает при сильных ударах, автодорожном происшествии. Сдавление головного мозга развивается более чем в 55% случаев черепно-мозговой травмы. Опасность для жизни пострадавшего представляют стремительно нарастающие очаговые, стволовые и общемозговые симптомы.

При сдавлении мозга могут наблюдаться две клинические картины. В первом случае отмечается «светлый период», во время которого пострадавший приходит в сознание, а затем медленно входит в состояние сопора, которое в целом похоже на оглушение и оцепенение.

В другом случае больной сразу впадает в кому. Для каждого из состояний характерно неконтролируемое движение глаз, косоглазие и перекрестный паралич конечностей. Длительное сдавление головы сопровождается отеком мягких тканей, достигающим максимума на 2–3 сутки после ее высвобождения.

Пострадавший находится в психоэмоциональном напряжении, иногда — в состоянии истерики или амнезии. Отекшие веки, ослабевшее зрение или слепота, асимметричный отек лица, отсутствие чувствительности в области шеи и затылка.

На компьютерной томографии виден отек, гематомы, переломы костей черепа, очаги ушиба мозга и размозжения.

Основные проблемы при черепно-мозговых травмах

После перенесенных черепно-мозговых травм могут возникать следующие нарушения:

  • спутанность сознания и снижение умственных способностей
  • амнезия,
  • ухудшение зрения и слуха, речевых навыков и навыков глотания
  • нарушения моторики и функций опорно-двигательного аппарата
  • болевой синдром — острый и хронический
  • вторичные нарушения.

Как мы помогаем

Каждый вид черепно-мозговой травмы имеет свои особенности, к тому же у каждого человека он может проявиться по-разному. Именно по этой причине так важен индивидуальный подход к выбору мероприятий по восстановлению сниженных или утраченных функций.

При поступлении в ЛРЦ «Второй Шанс» пациента обследует и оценивает междисциплинарная команда, в состав которой входят разные специалисты центра: врач-специалист, врач ЛФК, специалист по физиотерапии, эрготерапевт, психолог, логопед. Руководит командой врач – невролог.

Врачи определяют стратегию и тактику лечения пациента, а ее реализацией занимаются медсестры, инструкторы ЛФК, массажисты, мануалисты, остеопаты, рефлексотерапевты.

Разрабатывается оптимальная программа реабилитации с индивидуальными краткосрочными (на две недели) и долгосрочными целями (через месяц, два или полгода) и задачами. Работу по восстановлению организма пациента во многом определяет степень тяжести травмы.

В ходе реабилитации пациент совместно с инструктором, эрготерапевтом, логопедом отрабатывает задания, которые усложняются по мере восстановления.

Раз в неделю руководитель команды отслеживает прогресс. Если краткосрочная цель достигнута — ставит новую. Если нет — команда совместно с пациентом анализирует причины и вносит коррективы в программу реабилитации.

ЛРЦ «Второй Шанс» работает в 2 смены, пациент может выбрать удобное для себя время занятий. Каждая смена предусматривает 4 часа реабилитационных мероприятий в день.

Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы / Альманах №25 / Архив

При выраженном росте общего уровня детского травматизма в России за последние десятилетия черепно-мозговая травма (ЧМТ) остается одной из важнейших медико-социальных проблем. Частота встречаемости тяжелой черепно-мозговой травмы в общей структуре травмы варьируется от 4 до 20 % [1, 2].

С развитием высоких технологий, совершенствованием нейрореаниматологии и методов нейровизуализации снизились показатели летальности, но резко увеличилось число детей-инвалидов.

В связи с этим наибольшее внимание в последнее время уделяется не только факту выживания пациента, но и ранней реабилитационной помощи, оценке когнитивных функций, а также качеству жизни детей и исходу травмы.

Дети, перенесшие тяжелую сочетанную черепно-мозговую травму, имеют неврологические, когнитивные и поведенческие проблемы, в значительной степени снижающие качество их жизни. В комплексной реабилитации таких детей нейропсихологической помощи принадлежит одна из ведущих ролей.

Задачи нейропсихологического сопровождения пациента, включающие диагностику, мониторинг, реабилитационные воздействия различны на разных этапах восстановления и зависят от течения травмы и реабилитационных целей при интердисциплинарной форме работы с пациентом.

Раннее нейропсихологическое сопровождение детей, раннее выявление нарушений высших психических функций (ВПФ) позволяет оценить особенности восстановления ребенка, разработать программу нейропсихологического восстановительного обучения, помочь в постановке реабилитационных краткосрочных и долгосрочных целей.

Исход тяжелой черепно-мозговой травмы как совокупности последствий структурного поражения головного мозга и неврологических, двигательных и когнитивных нарушений, зависит от ряда факторов.

Тяжелая черепно-мозговая травма, прерывая ход нормального развития ребенка, влияет на процесс дальнейшего формирования высших психических функций ребенка, поэтому когнитивный дефицит может проявляться на более поздних этапах онтогенеза [3].

В отличие от аналогичной помощи взрослым пациентам, при работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности формирования высших психических функций и последствия того или иного дефицита для дальнейшего онтогенетического развития ребенка.

В работах последних лет активно обсуждаются вопросы различий исходов у детей в зависимости от возраста на момент получения травмы.

С одной стороны, ряд исследователей считают детский возраст благоприятным фактором вследствие больших компенсаторных возможностей из-за незавершенной дифференциации структуры нервных центров и системы кровообращения мозга у детей, что обусловливает лучший прогноз исхода травмы [4, 5 и др.].

С другой стороны, несмотря на то, что пациентов детского возраста отличает высокая пластичность и лучшая метаболическая активность мозга, многие дети имеют грубые нейропсихологические и поведенческие проблемы вследствие тяжелой ЧМТ, поэтому благоприятность исхода травмы в детском возрасте другими авторами ставится под сомнение [6 и др.]. По данным ряда эпидемиологических исследований детей с тяжелой черепно-мозговой травмой многие из них имеют выраженные нарушения, как в двигательной, так и в познавательной сфере даже через 3 года после травмы и более 79 % детей нуждаются в специальных образовательных условиях [7, 8]. Некоторые авторы подчеркивают, что лучший нейропсихологический исход, тестируемый по общим интеллектуальным способностям, вниманию, скорости переработки информации наблюдался у детей более старшего возраста после тяжелой ЧМТ [9, 10].

Результаты некоторых исследований, наоборот, говорят о том, что чем раньше ребенок получает черепно-мозговую травму, тем хуже когнитивный исход. Эти данные во многом подтверждают положение Л.С.

Выготского о том, что поражение одних и тех же функций на разных этапах психического развития имеет неодинаковые последствия.

Так, поражение какой-либо одной функции у детей на ранних этапах развития может приводить к вторичному общему психическому недоразвитию [11, 12].

Таким образом, когда речь идет об исходе тяжелой черепно-мозговой травмы еще развивающегося мозга ребенка, следует учитывать, что последствия ЧМТ в виде когнитивного дефицита могут быть отсрочены по времени и проявляться спустя годы на определенном этапе формирования тех или иных психических функций. Нейропсихологическая диагностика детей непосредственно после травмы и в динамике развития ребенка дает наиболее точную картину когнитивного дефицита вследствие ЧМТ.

В чем заключаются особенности работы нейропсихолога?

Этап 1. Работа с пациентами в сниженных состояниях сознания (при отсутствии вербального / невербального контакта)

На этом этапе нейропсихолог в основном решает диагностические задачи, уточняя уровень сознания и проводя постоянный мониторинг восстановления психической деятельности. Оценка состояния сознания пациента после тяжелой черепно-мозговой травмы как компонента нейропсихологического синдрома необходима для определения особенностей восстановления различных видов психической деятельности.

При оценке восстановления психической деятельности в отечественной и зарубежной практике наиболее распространены описательные шкалы, которые определяют определенную стадию (или уровень) психической деятельности, эти шкалы дают возможность специалистам в области нейрореабилитации оценивать качественные переходы от одного уровня сознания к другому, но не позволяют прослеживать минимальные изменения пациента. Поэтому специалистами в зарубежной практике чаще используются различные нейроповеденческие шкалы (neurobehavioralscales). Многие из них информативны, направлены на решение различных диагностических задач и применяются на различных этапах течения реабилитационного процесса [13].

Таким образом, одной из основных задач нейропсихолога является мониторинг восстановления сознания с применением нейроповеденческих шкал для определения динамики восстановления психической деятельности, уточнения уровня возможностей пациента и поставки адекватных реабилитационных целей раннего периода.

Этап 2. Работа с пациентами в состоянии минимального сознания (с возможностью к невербальному / вербальному контакту)

По мере восстановления сознания пациента и доступности его вербальному контакту, необходимо провести нейропсихологическую диагностику для определения нарушений ВПФ.

К высшим психическим процессам в рамках отечественного подхода относят активные движения и действия (праксис), внимание, память, речь, мышление.

Нарушения ВПФ при ТЧМТ связаны либо с локальным повреждением корковых центров, либо с диффузным аксональным повреждением.

Переход больного на уровень состояния минимального сознания позволяет проводить адаптированное к состоянию пациента нейропсихологическое обследование, но полная нейропсихологическая диагностика на данном этапе ограничена как вследствие неполного восстановления сознания, так и сопутствующими нарушениями (первичные поражения анализаторных систем, двигательные нарушения различного генеза). В этот период пациенты не доступны полному вербальному контакту, доступным может быть понимание речи и выполнение простых инструкций. Это в свою очередь требует адаптации классических методик нейропсихологического обследования.

Нейропсихологические методики первичного обследования должны быть: индивидуально подобранными в зависимости от возможностей пациента,кратковременными по предъявлению и простыми по своей структуре, мультиинформативными по дальнейшему анализу, чувствительными для постановки реабилитационных целей при командной форме работы.

Читайте также:  Программы лечения наркомании

Таким образом, основной задачей проведения нейропсихологического обследования на данном этапе восстановления является выявление первичных нарушений ВПФ и инактивных функций. Но уже на этом этапе можно проводить индивидуальное нейропсихологическое восстановительное обучение по результатам диагностики.

Этап 3. Работа с пациентами в состоянии амнестической спутанности / посттравматической амнезии

Одним из значимых направлений при работе с черепно-мозговой травмой является оценка длительности и степени выраженности посттравматической амнезии (ПТА) как прогностически значимого параметра когнитивного исхода после травмы мозга.

Длительность ПТА более одной или двух недель может говорить о прогностически неблагоприятном когнитивном исходе.

В отечественной практике оценка нарушения ориентировки включена в клиническую беседу с пациентом, при этом необходимо учитывать возраст ребенка при проведении клинической беседы и оценки нарушений ориентировки.

Таким образом, в картине нарушений ВПФ на раннем этапе восстановления пациентов после тяжелой черепно-мозговой травмы превалируют симптомы неспецифического снижения психической активности в виде аспонтанности, патологической инертности психических процессов и расстройства сознания по типу нарушения ориентировки в месте, времени, ситуации, собственной личности с последующим регрессом этих симптомов. Данные симптомы становятся мишенью для нейропсихологического мониторинга, включающего в себя оценку нарушений нейродинамики психических процессов, течения посттравматической амнезии с оценкой нарушений памяти и ориентировки в месте, времени и личности, оценку нарушений функций программирования и контроля деятельности.

Помимо динамического наблюдения регресса симптоматики посттравматической амнезии нейропсихологическое сопровождение включает следующие реабилитационные задачи: проведение направленной коррекционной работы по упрочнению следов памяти на фиксацию текущих событий, коррекция модально-неспецифических нарушениях памяти; оптимизация общения родственников с ребенком для более быстрого восстановления памяти.

Этап 4. Работа с пациентами с различной выраженностью когнитивного дефекта (с возможностью вербального / невербального контакта)

По мере восстановления пациента пробы для нейропсихологической диагностики подбираются, в основном, по классической схеме проведения нейропсихологического исследования для детей [14, 15].

Необходимо учитывать некоторые особенности нейропсихологической диагностики, имеющие большое значение именно в ситуации тяжелой черепно-мозговой травмы у детей по сравнению с другой нейрохирургической патологией.

В связи с тем, что восстановление и нейрореабилитация пациентов раннего периода с тяжелой черепно-мозговой травмой – процесс динамичный, развертывающийся во времени, особое место занимает мониторинг нейропсихологической симптоматики.

Динамическое нейропсихологическое наблюдение проводится при постоянно меняющемся количестве нейропсихологических проб. Все пробы характеризуются поливалентностью, давая информацию о различных составляющих психической деятельности и о разных уровнях ее реализации.

Так, первостепенной задачей стоит проведение полного нейропсихологического обследования для понимания картины нарушений ВПФ, полученных в результате тяжелой черепно-мозговой травмы.

Ранняя нейропсихологическая диагностика, проведенная в первые 6 мес. после тяжелой черепно-мозговой травмы показывает, что наиболее страдающими функциями являются [16] (рис. 1) нарушения нейродинамики психических процессов (96, 08 %),нарушения функций программирования и контроля деятельности (88, 24 %),модально-неспецифические нарушения памяти (72, 55 %).

Реабилитация после черепно мозговых травм

При лонгитюдном исследовании через 2 года после нейротравмы, несмотря на общую положительную динамику восстановления ВПФ, длительно сохраняются нарушения нейродинамики психических процессов, нарушения модально-неспецифической памяти. Поэтому, именно в ситуации детской нейротравмы, предпочтительно дальнейшее сопровождение ребенка.

Заключительным этапом сопровождения, но не его окончанием, встает вопрос о возможности продолжении обучения ребенка, и тогда одним из основных нейропсихологических направлений данного этапа является определение выраженности когнитивного дефекта с решением вопроса об образовательном маршруте.

Нейропсихологическая диагностика проводится с акцентом на: толерантность к умственным нагрузкам (в т.ч. выраженность нарушений нейродинамики психической деятельности), выраженность нарушений функций программирования, регуляции и контроля деятельности, выраженность нарушений памяти и способность к усвоению новых знаний, выраженность первичных нарушений ВПФ.

При грубой степени выраженности когнитивного дефекта, требующей дальнейшей смены образовательного маршрута, рекомендации составляются совместно с педагогом-дефектологом [17].

Таким образом, задачи нейропсихологического сопровождения детей с тяжелой черепно-мозговой травмой основаны на уровне восстановления сознания, в зависимости от которого, разрабатываются определенные методы диагностики и восстановительного обучения.

Последствия ЧМТ — Центр физической реабилитации и спортивной медицины EzraMed Clinic

Читать все отзывы

Отзыв на сайте prodoctorov.ru

На приеме у доктора Ярмоленко мы были впервые, я сопровождала к нему супруга. Ранее мы уже были в этой клинике у другого врача и нам там понравилось, поэтому решили здесь же найти специалиста этого профиля. Позвонив туда, нам посоветовали Александра Ивановича как хорошего специалиста.

В результате нас все устроило, так как врачом было все разъяснено и назначено лечение. Теперь мы будем у него наблюдаться. С собой у нас тогда были снимки и некоторые обследования с предыдущего приема невролога. Кроме того, врач сам провел осмотр и конкретно проверил супруга.

Дело в том, что у него сколиоз и возникают боли в спине при физических нагрузках. По этой причине наш лечащий врач порекомендовал обратиться к вертебрологу. На данный момент муж будет выполнять лечение, а через 3 недели мы придем снова, чтобы оценить результат. Возможно, доктор предоставит нам и дополнительные назначения.

Сейчас нам было выписано: лечебная физкультура, массаж, физиопроцедуры, уколы, капельницы и таблетки. Врач объяснил, как это принимать и что нужно делать, расписал и разъяснил все в доступной форме. Мы уже придерживаемся этим советам, но об эффективности говорить рано.

Идет только второй день лечения, поэтому изменений пока не видно. Могу сказать, что Александр Иванович вызывает к себе доверие как специалист и в следующий раз мы, конечно же, пойдем к нему. Он производит впечатление очень приятного человека.

В плане общения мне все понравилось, так как он отвечал на интересующие вопросы и все пояснял. Естественно, его можно советовать и другим людям. Хотелось бы пожелать доктору Ярмоленко, чтобы он также продолжал принимать клиентов, а также здоровья и всего хорошего!

22.10.2021

Читать все отзывы Читать все отзывы

Отзыв на сайте prodoctorov.ru

Я – красивая, с виду здоровая женщина. 38 лет. С кучей неуточненных диагнозов. Основная проблема – дикие боли в животе, нарушенный стул. Анализов, которые были у меня на момент первого посещения доктора, хватило бы на все отделение реанимации – 2 толстых папки. Не выходила из дома без мини-аптечки.

К слову, по имеющимся анализам, все было неплохо. Я – дотошный пациент. И к Елене шла, надеясь на чудо, зная, что она дотошный врач. Так вот. Мне были назначены ещё анализы. Да, на 11 тысяч. Но, ребят, я уже трижды делала колоноскопию к этому моменту, была у проктолога и т.д. и т.п. Так что хоть 100 тысяч, лишь бы работало. Так вот.

Увидев результат своих анализов, а сдавала я витамины, кал по Осипову и что-то ещё, я была уверена, что придётся мне кушать антибиотики вёдрами. Ан нет. Было назначено: витамин Д, кальций, железо и иммунные свечи. И все это через неделю дало первые всходы. На приёме была 2 недели назад, так что лечение только начато. Но результат радует.

Низкий поклон доктору и жду следующего приёма через 4 дня.

02.01.2020

Читать все отзывы

Отзыв на сайте prodoctorov.ru

Были у нее на консультации. Хочется отметить, что Светлана Андреевна работает в интересах ребенка. Консультация длилась 1 час в дружественной обстановке, на ребенка не бросались с фразами: “А сделай так, а покажи, а произнеси и т. д.” (20 минутного ограничения не было).

Выслушав мою жалобу на то, что ребенок плохо разговаривает, она начала подбирать подход к ребенку: заинтересовала малыша, дала время освоится, установила контакт и только после этого она начала проверять, какие у нас всё-таки проблемы.

В процессе беседы она разъяснила, какая у нас действительно проблема, и как малышу могу помочь я в домашних условиях, какие занятия нам нужно проводить и посещать.

Так же она отметила, что нам нужен не просто логопед (с занятиями 3 раза в неделю на пару месяцев), а индивидуальные ежедневные занятия в коррекционном садике или логопедической группе.

Невролог нам упорно ставит ЗРР и назначает химию, а также сопровождение логопеда-дефектолога. До этого были на консультации ещё у двух логопедов (20 и 30 минут длились консультации).

Они нам всегда предлагали стандартные процедуры (логомассаж, запуск речи и постановка звуков), но изучив, для чего все эти процедуры, я была не согласна, т. к. я считала, что у нас проблема или со слухом, или со звуками.

А Светлана Андреевна не спешила с выводами и действительно разбиралась в чем проблема (о том, что я думаю, ей не говорила). Она сама в ходе беседы с малышом услышала, что у нас проблема с восприятием звуков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector